Карусель безопасности
Формирование знаний о правилах безопасного поведения необходимо начинать в раннем детстве. Это длительный и не терпящий формального подхода процесс, поэтому одна из важных задач дошкольных учреждений – расширять арсенал методов и форм работы с ребятами в данном направлении, с помощью которых они легко и непринуждённо узнают об источниках опасности и поймут необходимость неукоснительного соблюдения правил. А если к этой работе привлечь ещё и родителей, например, посредством участия в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, то результат будет во много раз лучше.
В качестве примера такого мероприятия предлагаю конспект семейного спортивного праздника «Карусель безопасности».
Задачи: обобщать знания о правилах безопасности в быту и на улице; развивать умение применять полученные знания на практике; обогащать двигательный опыт; развивать ловкость, силу; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, навыки самоорганизации; стимулировать участие родителей в совместной физкультурно-оздоровительной работе.
Материалы и оборудование: 2 поворотные стойки; карточки с изображениями электрических приборов (по количеству участников) и других предметов быта; 2 ракетки для большого тенниса; 4 надувных круга; 2 обруча (50–60 см); 2 теннисных мяча; 6 красных кеглей; 2 ракетки для бадминтона; 2 корзинки; 2 воланчика; 2 детских стола; 2 клюшки; 2 шайбы; 2 куклы; 2 игрушечных огнетушителя; 2 дорожки (150 х 10 см); 2 детских ведра; 2 тумбы; 2 телефона; зонт с лентами; 6 карточек с названиями остановок; аудиозаписи.
Ход праздника
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на нашем спортивном празднике! Сегодня мы покатаемся на необычной карусели и вспомним, как надо себя вести, чтобы избежать опасных ситуаций. А помогут нам участники наших соревнований – команды «Огонь» и «Пламя»!
Под спортивный марш и аплодисменты команды детей (вместе с родителями) входят в зал.
Ведущий. На каждой остановке карусели наши участники будут выполнять различные задания. А оценивать их быстроту и точность будет наше профессиональное жюри (представляет членов жюри). Участники, помните, за нарушение правил судьи при подведении итогов каждого состязания будут снимать баллы. Так что будьте внимательны! А теперь вперёд! Занимайте места – и поехали!
Участники под ритмичную музыку выполняют движения, держась за ленты от зонта. Когда она затихает, ведущий называет остановку и показывает соответствующую карточку.
Остановка «Спортивная»
Ведущий. Чтобы быть здоровым, нужно делать утреннюю гимнастику, заниматься физкультурой и спортом. Но, чтобы при этом не навредить себе, надо соблюдать технику безопасности. Сейчас мы повторим некоторые из её правил. Чтобы выполнить прыжки, приземляйтесь на…
Дети. Носки!
Ведущий. Мы идём по бревну, и нам весело. Не теряем на ходу…
Дети. Равновесие!
Ведущий. Подлезая, не ленись и пониже...
Дети. Наклонись!
Ведущий. Ещё, чтобы не травмировать себя и окружающих, надо правильно пользоваться спортивным инвентарём. Интересно, а наши участники умеют?
Спортивная эстафета
Команды строятся друг за другом (взрослый – ребёнок) в две колонны у линии старта. Перед каждой (в 5–6 м от линии старта) лежит обруч, в середине которого находятся теннисная и бадминтонная ракетки, теннисный мяч, волан, клюшка и шайба.
По сигналу ведущего направляющие (дети) бегут к обручу и, взяв пару предметов одного вида спорта, обратно, передавая их участникам-взрослым, а сами встают в конец колонны. Взрослые бегом относят полученные от детворы предметы обратно.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Молодцы! Занимайте места на карусели!
Участники под ритмичную музыку выполняют движения, держась за ленты от зонта. Когда она затихает, ведущий называет остановку и показывает соответствующую карточку.
Остановка «Водная»
Ведущий. Как вы думаете, какие правила безопасности мы будем вспоминать на этой остановке? Верно! Мы сейчас дружно вспомним правила поведения на воде! (Загадывает загадку про спасательный круг.) Правильно! Это первое средство спасения на водоёме. И наши участники сейчас продемонстрируют, как ловко они умеют управляться с надувными кругами.
Водная эстафета
Команды строятся друг за другом (сначала дети, а за ними взрослые) в две колонны у линии старта. В 5–6 м напротив каждой установлена поворотная стойка. В руках у направляющих по надувному кругу (у взрослых по два). По сигналу ведущего они надевают круг до пояса, бегут до поворотной стойки и обратно, передавая инвентарь следующему игроку, а сами встают в конец колонныЖюри подводит итоги.
Ведущий. Здорово! А теперь катимся дальше!
Участники под ритмичную музыку выполняют движения, держась за ленты от зонта. Когда она затихает, ведущий называет остановку и показывает соответствующую карточку.
Остановка «Дорожная»
Ведущий. А вы знаете, какие правила безопасности надо соблюдать на улице, где можно переходить дорогу и что означают сигналы светофора? Давайте проверим, насколько хорошо… (Загадывает загадки про сигналы светофора, пешеходный переход.) Молодцы! А где можно кататься на велосипеде? (Во дворе, на стадионе.) Почему нельзя выходить и играть на дороге? (Можно попасть под машину.) По чему должны передвигаться пешеходы? (По тротуарам.) Правильно! А теперь следующее задание!
Дорожная эстафета
Команды строятся друг за другом (сначала дети, а за ними взрослые) в две колонны у линии старта. В 5–6 м напротив каждой установлена поворотная стойка, от старта к которой расстелена «дорожка». Надо добежать (дети с пустыми руками, родители с куклой) до стойки и вернуться, передав эстафету.
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, давайте немного отдохнём.
Дети выполняют танец с ложками. Жюри объявляет итоги третьей эстафеты.
Ведущий. Вот это да! Все на карусель!
Участники под ритмичную музыку выполняют движения, держась за ленты от зонта. Когда она затихает, ведущий называет остановку и показывает соответствующую карточку.
Остановка «Домашняя»
Ведущий. Не только на улице, но и дома вокруг нас много опасных предметов. Назовёте их? (Лампа, плита, утюг, телевизор, пылесос, микроволновка, стиральная машина и др.) А почему же они опасные? (Ответы детей.) Верно! Все эти предметы-помощники называются одним словом – электроприборы, потому что приводятся в действие с помощью электрического тока и могут им ударить, если их неправильно использовать. Поэтому применять электроприборы можно только взрослым.
Домашняя эстафета
Команды строятся друг за другом (сначала дети, а за ними взрослые) в две колонны у линии старта. В 5–6 м напротив каждой находятся столики, на которых разложены карточки. По сигналу ведущего участники с корзинкой в руках бегут к столу, выбирают из множества карточек изображение электроприбора (по одному на ребёнка) и возвращаются к команде, передавая корзинку следующему игроку.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Молодцы! До конца уже недалеко!
Участники под ритмичную музыку выполняют движения, держась за ленты от зонта. Когда она затихает, ведущий называет остановку и показывает соответствующую карточку.
Остановка «Пожарная»
Ведущий. Сейчас нашим участникам предстоит потушить огонь.
Пожарная эстафета
Команды в две колонны строятся у линии старта. От линии старта до поворотной стойки в 50 см друг от друга расставлены четыре кегли. Направляющие (дети) держат по ведру. По сигналу ведущего они бегом, огибая змейкой кегли, добираются до стойки и возвращаются. Взрослые проходят эстафету с ведром и огнетушителем в руках.
Жюри подводит итоги.
Ведущий. Отлично! Осталась последняя остановка!
Участники под ритмичную музыку выполняют движения, держась за ленты от зонта. Когда она затихает, ведущий называет остановку и показывает соответствующую карточку.
Остановка «Спасательная»
Ведущий. Если вдруг у вас случилась беда, например, пожар, напали грабители, вы получили травму, кого вы будете звать на помощь? (Пожарных, милицию, скорую помощь.) Чтобы помощь пришла вовремя, нужно наизусть знать номера телефонов специальных служб. Давайте их вспомним. (Загадывает соответствующие загадки.)
Спасательная эстафета
Команды строятся друг за другом (сначала дети, а за ними взрослые) в две колонны у линии старта. В 5–6 м напротив каждой стоит тумба с телефоном. По сигналу ведущего игроки добегают до тумбы, поднимают трубку, называют номер любой экстренной службы и возвращаются к команде. Передают эстафету дальше, а сами встают в конец колонны.
Ведущий. Пока жюри подводит окончательные итоги соревнований, у нас ещё одна музыкальная пауза.
Воспитанники исполняют песню «До свиданья, добрый дом» (сл. и муз. А. Бобровой).
Ведущий. Команды, для оглашения итогов соревнования стройся! Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит окончательные итоги, отмечает быстроту, ловкость и внимательность, которые проявили дети и взрослые при прохождении эстафет, ещё раз подчёркивает важность соблюдения правил безопасности и вручает подарки.
Ведущий. Друзья, соблюдайте правила безопасности дома и на улице! Будьте здоровы и счастливы! До свидания!
Под спортивный марш и аплодисменты участники делают круг почёта и покидают зал.
ТАТЬЯНА ИГНАТИК, руководитель физического воспитания яслей-сада № 16 г. Слонима