Готовим ручки к школе
Для успешного обучения в школе у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая моторика рук, так как от неё, в свою очередь, зависит формирование мышления, памяти, воображения и речи. На текущий день существует множество методов и приёмов совершенствования мелкой моторики: лепка из теста и пластилина, игры с бумагой и крупами, работа с ножницами, пальчиковая гимнастика, массаж и др. Предлагаем подборку игр и упражнений для проработки мускулатуры руки в домашних условиях.
Работа с малышами всегда требует яркого, привлекательного дидактического материала. Так, для проведения данных игр и упражнений в домашних условиях понадобятся:
• одинаковые тканевые мешочки с различными наполнителями (крупой, песком, каштанами, фасолью, горохом) и липучками;
• основа (доска, обитая велкро);
• 4 коробочки с крупой (каждая оформляется в стиле сезона года: зимы, весны, осени, лета);
• новогодние шары (диаметром 2–3 см);
• игрушечные конфеты;
• резиновые игрушки (Ёж, Чиполлино, Снегурочка, Снеговик);
• фигурки овощей, фруктов, цветков, рыбок;
• фигурки из фетра, закреплённые на прищепке (корова, обезьяна, кот, белка, собака, мышка, медведь, трава, банан, рыба, орешек, косточка, сыр, мёд);
• прищепки.
Тактильные мешочки
Задачи: формировать умение определять на ощупь, что находится в мешочке; обогатить лексикон словами «песок», «каштаны», «крупа», «горох», «фасоль».
Сначала предложите ребёнку снять мешочки и прикрепить обратно. Затем рассмотрите вместе их содержимое (пусть малыш запустит руку в каждый мешочек, чтобы понять, как ощущается тот или иной наполнитель). Наконец, перемешайте мешочки и предложите ребёнку на ощупь определить, что находится внутри.
Коробочки «Времена года»
Задачи: закрепить названия цветов.
Ребёнок должен опустить руки в коробочку с крупой, найти там нужный предмет, назвать его и достать. Для каждого времени года надо выполнить своё задание. Благодаря такой смене атрибутов и задач сохраняется интерес ребёнка к игре.
Упражнения:
• Зима. Надо помочь Снеговику отыскать шары для новогодней ёлки и конфеты, которые Снегурочка несла в детский сад.
• Весна. Ребёнок вместе с Чиполлино сажает и собирает лучок (кладёт определённое количество фигурок лука в коробку с гречкой и потом достаёт, считая вслух).
• Лето. Задачи – собрать букет для куклы Даши и сходить на рыбалку, «выловив» в коробке разную речную живность.
• Осень. Надо помочь Ёжику найти яблоки и/или собрать урожай – по указанию взрослого отыскать в коробочке на ощупь определённые овощи или фрукты.
Угощение для животных
Задачи: развивать мелкую моторику рук; закрепить представления о животных и о том, чем они питаются;
Сначала рассмотрите с ребёнком фигурки животных, выяснив, кто чем питается. Затем подберите для каждого угощение: сначала вместе, а потом ребёнок самостоятельно, проговаривая название пищи.
ЕЛЕНА ШЛЯГА, воспитатель дошкольного образования яслей-сада № 1 г. Солигорска