Если у Вашего ребенка СДВГ
Синдром дефицита внимания и гипереактивности (СДВГ) – стал одним из наиболее распространённых поведенческих расстройств у детей. Настоящий бич современности. Неудивительно, что мы решили более подробно остановиться на этой проблеме.
Проблемы дома и в школе
Сегодня всё чаще можно услышать жалобы родителей на то, малыши непоседливы, нетерпеливы, не могут концентрировать внимание. Они не просто подвижны, а практически неугомонны. Их поведение импульсивно, поступки не обдуманны и, как правило, опираются исключительно на сиюминутные желания. Захотел – сделал, не задумываясь об уместности и последствиях совершённого или сказанного. Помимо этого, такие дети практически не способны долго сосредотачиваться на одном занятии и доводить его до логического завершения.
К сожалению, согласно статистике, около 3 % ребят к моменту начала обучения в школе так и не могут научиться контролировать своё поведение. В результате появляются проблемы и с успеваемостью. Во время урока педагогу трудно привлечь внимание таких детей – для них всё не интересно, всё скучно. Как правило, первые проявления СДВГ становятся заметны именно в школе, поскольку именно здесь предъявляются повышенные требования к поведению учащихся на уроках и в коллективе.
Появление ребёнка с СДВГ в классе создаёт серьёзные проблемы для учителя. С одной стороны, его непосредственность и искренность мало кого оставляют равнодушными и вызывают симпатию. Однако постоянная активность и нетерпеливость мешают таким ученикам придерживаться общепринятых правил на уроке. Они часто выкрикивают ответы на не дослушанный до конца вопрос, мешают педагогу и нередко приводят к срыву занятия. Дома же они, выполняя школьное задание, не в состоянии собраться с мыслями. Постоянно отвлекаются.
Учителя, которым приходилось работать с такими детьми, не понаслышке знакомы с их низкой способностью к обучению вследствие невероятной рассеянности и невнимательности.
Причины и последствия
Причина этого расстройства связана с незрелостью определённых зон головного мозга, отвечающих за функцию контроля над поведением: желанием, чувствами, эмоциями. У детей также отсутствует способность анализировать последствия необдуманных импульсивных поступков, их уместность в конкретной ситуации, а также возможную реакцию на них окружающих людей.
У детей с СДВГ неразвиты так называемые поведенческие тормоза. Их поступки не соответствуют возрасту. Неудивительно, что в семье, в детском коллективе возникают проблемы взаимоотношения родителей и ребёнка, ровесников. Всё это наносит удар по самооценке.
Основные симптомы СДВГ
• Ребёнок беспрерывно движется, не может долго сидеть на одном месте, бегает или лазает тогда, когда требуется сидеть на месте.
• Много говорит, перебивает, неуместно вмешивается в разговор других.
• Не может вытерпеть, когда нужно чего-то ждать (например, своей очереди в игре или в магазине).
• Имеет проблемы с удержанием внимания на задании, легко отвлекается на посторонние раздражители.
• «Отсутствует», витает в облаках, не слышит, когда к нему обращаются.
• Не сосредоточивается на деталях, делает неумышленные ошибки по невнимательности в классных (домашних) заданиях.
• Действует «импульсивно», не подумав о последствиях или правилах.
• Не испытывает страха, часто действует слишком рискованно.
• Своим поведением создаёт проблемы в семье, саду, школе, в отношениях с ровесниками.
Если вы заметили у ребёнка большинство указанных симптомов, следует незамедлительно обратиться к специалисту за консультацией. Помните, что окончательный диагноз устанавливается только после всестороннего обследования, поскольку обязательно нужно отличить синдром дефицита внимания и гиперреактивности от других причин, объясняющих подобное поведение.
Как помочь
Первый и наиболее важный шаг в решении проблемы – своевременная диагностика, а также понимание родителями причин возникновения данного синдрома, путей лечения и важности своевременной помощи. Необходимо точно определить, с чем связаны проблемы с поведением: плохое воспитание, избалованность или же биологические особенности. Только специалист поможет разобраться в этом. И только поняв особенности ребёнка, родители смогут помочь ему научиться жить полноценной жизнью и в согласии с окружающими людьми, общаться, развиваться, достигать успеха.
Предварительная диагностика
Для предварительной диагностики могут использоваться специальные опросники для родителей и учителей. Процедура обработки результатов простая: по каждой шкале подсчитываются галочки и по итоговой сумме баллов делается вывод:
• никогда или очень редко – 0 баллов;
• иногда – 1 балл;
• часто – 2 балла;
• очень часто – 3 балла.
Шкала оценки для родителей детей в возрасте от 6 до 13 лет
1. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
2. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть, часто в неприемлемых ситуациях.
3. Теряет свои вещи.
4. Не может тихо и спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Способен концентрировать внимание только на вещах, представляющих интерес.
6. При необходимости сидеть на одном месте крутится, вертится, беспокойно двигает руками или ногами.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Болтлив, часто говорит взахлеб, болтовнёй надоедает окружающим.
9. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
10. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает ногами, хлопает в ладоши и т.п.).
11. Избегает (выражает недовольство) при выполнении заданий, требующих длительного сохранения внимания.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Неспособен придерживаться инструкций и выполнить до конца задание без организующей помощи взрослых.
14. Неспособен ждать, дожидаться своей очереди в различных групповых ситуациях.
15. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.
Шкала оценки для учителей и воспитателей детей в возрасте от 6 до 13 лет
1. С трудом сохраняет внимание во время занятий, легко отвлекается на посторонние раздражители.
2. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает ногами, хлопает в ладоши и т.п.).
3. Теряет или забывает принести предметы, необходимые для школьных занятий.
4. Обнаруживает стойкий характер чрезмерной двигательной активности, особенно заметной во время перемен и в группе продлённого дня: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.п.
5. Обычно избегает заданий, требующих длительного сохранения внимания.
6. Во время уроков или развивающих занятий встаёт со своего места, ходит по учебной комнате.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Неспособен дожидаться своей очереди в играх или во время групповых занятий.
9. Неспособен придерживаться инструкций и без организующей помощи педагога справиться до конца с выполнением школьной работы.
10. Сидя за партой, крутится, вертится, часто беспокойно двигает руками или ногами.
11. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
14. Во время урока разговаривает с детьми, выкрикивает ответы, когда его не спрашивают, подаёт реплики с места.
15. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Теряет интерес к деятельности (игре), сталкиваясь с трудностями.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.
Итоговый результат:
• 0–8 – нет диагноза;
• 9–18 – нет диагноза;
• 19–28 – субпорог;
• 29–37 – СДВГ;
• 38–45 – СДВГ.
Как помочь ребёнку с СДВГ в школе
Рекомендации учителю
1. Необходимо внимательно изучить проблему.
Чем больше учитель знает о СДВГ и методах работы с ним, тем эффективнее его деятельность не только с детьми с СДВГ, но и в целом как педагога.
2. Быть готовым найти индивидуальный подход к каждому ученику и установить доверительные отношения.
• Внимательно и доброжелательно относиться к ребёнку:
каждый день здороваться;
в перерывах между уроками интересоваться его делами;
невербальные проявления хорошего отношения – лёгкое прикосновение, похлопывание по плечу.
• Подчёркивать успехи ребёнка, его сильные качества, в том числе перед классом. Частые поощрения даже за незначительные на первый взгляд успехи принципиально важны.
• Избегать критики.
3. Интересно и креативно проводить уроки.
• Ребёнку с СДВГ легче сосредоточить внимание на материале, который подаётся с помощью разнообразных ярких наглядных пособий, в том числе гаджетов и компьютеров. Они облегчают концентрацию внимания на материале.
• Учебный материал желательно подавать маленькими порциями.
• Если ребёнок отвлёкся, привлечь его к работе можно с помощью хлопков или звука колокольчика.
• При признаках усталости можно устроить небольшую физкультминутку.
• Активно вовлекать детей в процесс проведения урока.
• Максимально использовать различные каналы поступления информации: слух, зрение, тактильные ощущения и прочее.
4. Создать благоприятную и понятную для ребёнка среду обучения.
• Чёткий распорядок школьного дня и структуры урока. Так проще концентрировать внимание и понимать, что от него требуется.
• Наличие различных напоминаний и подсказок в классе о распорядке и другой деятельности. Они могут быть в гаджетах, на стене, на парте.
• Чтобы установить непрерывный контакт с учителем, нужно посадить ребёнка на первую парту.
5. Правильно определить ребёнку учебное место в классе.
• Таких учеников нежелательно отсаживать на задние ряды. Это только усугубит ситуацию.
• Соседом по парте должен быть ребёнок, не имеющий проблем с поведением и концентрацией внимания. Как правило, он является примером для подражания.
6. Использовать подсказки.
• Педагог может подходить и подсказывать, как осуществить ту или иную деятельность, предлагая разбить её на шаги и хваля за каждый успешно выполненный этап. Часто достаточно жестов, специальных символов и картинок.
7. Постоянно подчёркивать и использовать сильные стороны ребёнка.
• Каждый ребёнок с СДВГ имеет определённые способности. Важно их заметить и грамотно применить в процессе обучения, предлагая зарисовывать материал, который требуется выучить.
8. Прибегать к эффективным, научно обоснованным методам управления поведением.
• Наказание связано с отрицательными переживаниями и вызывает неприятие учителей, родителей и самого учебного процесса.
• Наказание допустимо только в форме лишения поощрения в случае повторного и серьёзного нарушения поведения. Если ребёнок совершает опасные для жизни и здоровья действия, например перебегает дорогу в неположенном месте, можно повысить голос.
• Наиболее эффективный способ улучшения поведения – поощрение, отвечающее интересам ребёнка.
• За успехи необходимо хвалить ребёнка лично и в классе.
• Постоянно сообщать положительную информацию родителям.
• Своевременно делать соответствующие записи в дневнике.
• Использовать систему баллов и очков, которые ребёнок накапливает за положительные поступки или отсутствие отрицательных, лишается их в случае нежелательного поведения.
• Предлагать одноклассникам устроить ему овации или жать руку.
Важно помнить, что меры поощрений должны распространяться на весь класс, чтобы не вызвать негативное отношение ровесников к этому ребёнку, как к какому-то особенному.
9. Постоянно оказывать помощь в освоении навыков самоорганизации.
• Помогать при планировании выполнения классных и домашних заданий.
• Помогать разделить домашнее задание на части.
• Помогать грамотно планировать и контролировать время.
• Помогать составлять на день список дел, о которых не следует забывать.
• Научить ребенка использовать подсказки и напоминания.
10. Снижать для ребёнка с синдромом объём домашнего задания и уменьшать количество письменных заданий на уроках.
11. Обеспечить ребёнка с СДВГ большим временем на выполнение задания.
Тесное эффективное взаимодействие
Важно установить тесное взаимодействие врачей, родителей, учителей, психологов и администрации школы.
Врач назначает медикаментозный курс, следит за последствиями их применения, динамикой состояния ребёнка, результатами и эффективностью их воздействия.
Учитель даёт обратную связь родителям, психологу и врачу о наблюдаемом поведении и внедряет в свою работу методы поведенческой терапии. Учитель должен чётко понимать, что родители не виноваты в наличии проблем у ребёнка. Поэтому в разговоре следует избегать обвиняющего тона, чтения нотаций и морализаторства. Необходимо высказать сопереживание и желание помочь. В противном случае разрозненные несогласованные действия могут оказать пагубное воздействие на ребёнка и усугубить проблему.
Администрация школы содействует учителю в изменении организации учебного процесса с учётом потребностей ребёнка с СДВГ, обеспечивает необходимые условия для работы психолога или педагога с детьми с СДВГ, проводит лекции и просветительскую работу с учителями и родителями, оказывает поддержку родителям и создаёт условия для интеграции таких детей в школьный коллектив.
Психолог осуществляет информирование и проведение тренингов для ребёнка, родителей и учителей.
Родители придерживаются рекомендаций, полученных от специалистов. Поддерживают и мотивируют ребёнка.
Подведение итогов
Сталкиваясь с данной проблемой, не надо впадать в крайности. Прежде всего нельзя отрицать её наличие. Отрицание приводит к тому, что ребёнок воспринимается как резвый, избалованный или неконтролируемый. В результате ни о какой конкретной помощи в данном случае не может быть и речи. Проблемы ребёнка списываются на невоспитанность. Они попросту игнорируются, из-за чего со временем усугубляются. Кроме того, если злоупотреблять наказанием, критикой и осуждением, можно получить негативные последствия.
Однако в процессе работы с такими детьми не стоит говорить о болезни головного мозга, которая влечёт снижение успеваемости и неконтролируемое поведение. СДВГ, по сравнению с другими психическими расстройствами, не болезнь в привычном её понимании. Это комплексная биологическая, психологическая и социальная проблема ребёнка с особенностями развития, испытывающего затруднения при взаимодействии с окружающим миром.
В каждом отдельном случае благодаря множеству биопсихосоциальных факторов этот синдром имеет свои индивидуальные особенности и проявления.
Помимо отрицательных проявлений, проблема имеет и обратную сторону медали – положительные моменты:
• дети с СДВГ эмоционально открыты, они более искренни, честны в своих эмоциях, словах и поступках;
• синдром способствует развитию креативности, если вовремя направить действия ребёнка в нужное русло, он сможет продолжительное время успешно заниматься интересным для него делом; здесь многое зависит от родителей и учителей, а также от окружения.
Современные методы лечения и психологическая консультация позволяют помочь детям с данным синдромом. Своевременная диагностика, грамотное применение лекарственных препаратов под контролем специалистов, тесное взаимодействие врачей, родителей и педагогов способны помочь полноценному развитию ребёнка, его адаптации в окружающем мире и реализации способностей.
Если же пустить этот процесс на самотёк, со временем ситуация только усугубится. Естественно, это помешает полноценной взрослой жизнь и самореализации.
ОКСАНА БЕЛОВА, учитель начальных классов высшей категории школы № 1257 г. Москвы