День здоровья
Преподаватели уверены, курс на здоровый образ жизни надо устанавливать юному поколению ещё в раннем детстве. Только так быстрее сформируются необходимые навыки и выработаются умения, направленные на укрепление и сохранение самого важного жизненного ресурса человека – его здоровья.
Задачи: формировать представления о признаках здоровья; развивать умение самостоятельно выполнять простейшие правила его сохранения и укрепления; развивать способность оценивать с точки зрения пользы для здоровья собственные действия и действия других; воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Материалы и оборудование: изображение больного и здорового человека; карточки (с правилами здорового образа жизни, признаками здоровья и болезни, полезными и вредными продуктами); костюм доктора; книга «Гимнастика для пальчиков» (Москва, 2002).
Ход занятия
Воспитатель. Давайте вместе поздороваемся!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу (руки вверх).
Здравствуй, носик-пятачок (указательным пальцем показать нос)!
Здравствуйте, губки (показать губки)!
Здравствуйте, зубки (показать зубки)!
Руки вверх подняли
И ими помахали.
А теперь все вместе –
«здравствуйте» сказали (хором поздороваться).
Воспитатель. Ребята, на какое слово похоже «здравствуйте»? (Ответы детей.) Правильно, оно похоже на слово «здоровье». Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель. Кто-то к нам пришёл. Сейчас пойду посмотрю.
Заходит Врач (ребёнок в костюме доктора).
Врач. Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я врач. Пришёл, чтобы проверить, знаете ли вы, что такое здоровье, и выполняете ли простейшие правила по его сохранению и укреплению.
Воспитатель. Хорошо, доктор, ребята расскажут всё о здоровье человека. А вы нам будете помогать.
Больной и здоровый человек
Ребята рассматривают изображение и называют признаки здоровья и нездоровья. (У здорового человека правильная осанка, хорошее настроение, хороший аппетит, здоровый сон. У больного – высокая температура тела, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, отсутствие аппетита, слезоточивость глаз.)
Воспитатель. А что является причиной болезни? Может, доктор нам подскажет? (Микроорганизмы.) Правильно. Они попадают в наш организм с пищей или воздухом и быстро размножаются. Защитные силы человека вступают с ними в борьбу, из-за этого поднимается температура. Вот почему врач в первую очередь спрашивает у больного о температуре.
Если вы заболели, например, гриппом, то окружающие тоже могут заразиться, так как при чихании и кашле разбрызгиваются капельки слюны, которые опускаются на пищу, предметы и остаются витать в воздухе. Их могут вдохнуть находящиеся рядом люди и тоже заболеть. Поэтому при чихании и кашле надо обязательно прикрывать рот и нос носовым платком или делать это в локоть. Ребята, давайте мы расскажем доктору, как нужно заботиться о своём здоровье. Но сначала дадим нашим глазкам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Глазкам надо отдохнуть (закрыть глаза),
Нужно глубоко вдохнуть (глубоко вдохнуть).
Глаза по кругу побегут (двигать глазами по кругу),
Много-много раз моргнут (поморгать).
Глазкам стало хорошо (погладить пальчиками веки) –
Увидят наши глазки всё.
Правила здоровья
Рассказать по карточкам с правилами здорового образа жизни, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Примерные ответы:
1. Употреблять пищу, помогающую расти организму: мясо, яйца, молочные продукты, фрукты, овощи.
2. Самостоятельно полоскать рот после еды.
3. Чистить зубы.
4. Мыться.
5. Следить за чистотой и длиной ногтей.
6. При насморке и чихании прикрыть рот платком или салфеткой.
7. Выполнять закаливающие процедуры: гулять на свежем воздухе, одеваться соответственно погоде.
8. Заниматься спортом.
9. Не подвергать опасности свою жизнь.
10. Соблюдать распорядок дня (своевременно ложиться спать, вовремя принимать пищу, чередовать время занятий и отдыха).
Воспитатель. А ещё для профилактики простудных заболеваний сделаем точечный массаж.
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки,
Три часа ползли подружки,
На себе таща избушки.
Точечный массаж
Дети хором повторяют за воспитателем стихотворение и указательными пальцами круговыми движениями массируют крылья носа.
Портрет здорового и больного человека
Группа делится на две команды. Одна составляет из предложенных карточек здорового, а другая – больного человека.
Врач. Правильно, человек, ведущий здоровый образ жизни, – весёлый и жизнерадостный. А тот, кто не выполняет правила ЗОЖ, грустный и больной.
Пальчиковая гимнастика
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда! (Ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело! (Сжимать и разжимать пальцы.)
Полотенцем пушистым
Вытрем руки быстро-быстро. (Имитировать вытирание рук.)
Полезно-вредно
На столах разложены карточки с полезной и вредной пищей. Нужно угостить доктора, поставив стрелочки от полезной еды к нему.
Врач. Ребята, так что же такое здоровье? Что надо делать, чтобы быть здоровыми? (Дети отвечают.) Молодцы! Я очень рад, что вы знаете правила по сохранению здоровья и выполняете их.
Солнышко и дождик
Если занятие понравилось, дети берут солнышко, не понравилось – тучку.
ЕЛЕНА ШОР, воспитатель яслей-сада № 38 г. Лиды