День туриста
Что такое туризм? Какие предметы необходимы для турпохода? Как поставить палатку? Где набрать воды? Какие меры предосторожности требуется соблюдать в лесу? Почему воспитанники скидельского сада № 4 мечтают собрать рюкзаки и отправиться в новое путешествие?
Ежегодно к Всемирному дню туризма в детском саду № 4 г. Скиделя проводится физкультурный праздник, направленный как на оздоровление воспитанников, так на расширение их кругозора в области туристско-краеведческой деятельности, обучение пониманию законов природы, умению пользоваться её благами без нанесения вреда. Игры, используемые при проведении мероприятия, достаточно разнообразны и познавательны по тематике. Часть нацелена на совершенствование физических качеств (ловкости, меткости, скоростных и координационных способностей), часть – на формирование нравственных компонентов личности дошкольника. Это игры на преодоление всевозможных препятствий: перепрыгнуть через кочку, пройти по бревну, мостику. Дети превозмогают трудности, испытывают чувство сопереживания, заботу, выручают друг друга.
Содержание «Дня туриста» включает также игры по основам безопасности жизнедеятельности, цель которых состоит в уточнении и закреплении знаний основных правил поведения в лесу с использованием схем-моделей. Например, алгоритм действий, если потерялся; актуализация информации о лекарственных растениях и ядовитых грибах: Советы Лесной феи; Клубок; Съедобное-несъедобное. Применение соревновательного метода в игре-эстафете «Собираемся в поход» помогает детям понять и запомнить предметы, необходимые для туристического путешествия.
Содержательное наполнение «Дня туриста» позволяет участвовать в нём всем ребятам, в том числе и отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам. Эстафеты не предполагают особой физической подготовки, а игровая форма проведения, присутствие сказочных героев заинтересовыва- ют ребят, вовлекают в активную деятельность.
Игры могут быть использованы как для обязательных занятий по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», так и для общения и развлечения. Сценарий праздника рассчитан на воспитанников 5–6 лет (участвуют две команды одной или двух групп) и представляет интерес для воспитателей, педагогов дополнительного образования и руководителей физического воспитания.
Цель – развитие туристической культуры.
Задачи:
• пропагандировать здоровый образ жизни и активный отдых;
• сформировать представление о турпоходе;
• развивать выносливость и двигательные способности;
• научить соблюдать правила без- опасного поведения на природе;
• прививать бережное отношение к окружающему миру;
• формировать навыки командной работы и взаимовыручки.
Предварительная работа
1. Объяснить, что такое турпоход, зачем в него ходят, в какой одежде и что берут с собой (рюкзак, палатку, костровое и т.п.).
2. Ознакомить с правилами поведения: слушаться старших, помогать товарищам, не наносить вред природе.
Материалы и оборудование: 2 узкие и 2 широкие доски; ребристая доска; 8 обручей; плоские деревянные диски; 2 дуги; 8 гимнастических стоек; веточки; мелкие камешки; клубок; изображения лекарственных растений; несколько мусорных мешков; мусор (нарезанные газеты); лейка с водой; полиэтилен; макеты съедобных и ядовитых грибов; знаки «Правила поведения на природе»; дрова; 2 котелка; сырой картофель.
Место проведения: территория детского сада.
Продолжительность – 45 минут.
Действующие лица: Лесная фея, Лесовичок, Турист.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит весёлая музыка, дети выходят на улицу для построения. Одеты в спортивную форму, обувь, кепки. За плечами – рюкзаки.
Ведущий. Ребята, летом каждый из вас наверняка хоть один раз да побывал в лесу или на речке. А хотите ещё? Сегодня вы многое узнаете о туристической прогулке. Но на неё отправится лишь тот, кто с физкультурой дружит! А для начала давайте поиграем. Знаете ли вы, что берут с собой в поход?
Что в поход с собой возьмём
Очень быстро отвечайте, Но, смотрите, не зевайте! Называю я предмет:
Он подходит или нет?
Если «да» – в ладоши хлопни, Если «нет» – ногою топни.
Всё понятно? Раз, два, три…
Котелок, утюг, расчёска… Пылесос и соска…
Носовой платок, подушка… Ласты, мяч, коньки и клюшка… Вездеход, бинокль…
Молоток, кусачки, нож… Духи…
Две засушенных блохи…
Ну, а соль с собой возьмём?.. Спички, гвозди, сала шмат… Вот и собран наш отряд!
Ведущий. Чтобы отправиться в поход, нужно зарядиться силой, ловкостью, хорошим настроением. Давайте сделаем зарядку.
Вслед за руководителем физического воспитания дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.
Ведущий. Ребята, на пути нам будут встречаться различные препятствия, но мы их преодолеем.
Дети выстраиваются в колонну по одному и начинают движение. На пути им встречаются «поваленное дерево», «мостик», «пропасть», «кочки»,
«туннель». Появляется Лесная фея.
Лесная фея. Здравствуйте, я здесь, чтобы научить вас особой науке – лесной грамоте. Она поможет избе- жать многих опасностей, подстерегающих в лесу. Например, как не заблудиться.
Советы Лесной феи
1. Если заблудился, осмотрись. Может, заметишь знакомое место: дерево, мимо которого проходил, муравейник, ягодную полянку.
Методика и опыт
2. Громко зови на помощь – «Ау!».
3. Оставайся на месте, ведь ты не знаешь, куда идти. Так тебя будет легче найти.
4. Если всё же решишь двигаться дальше, оставляй метки: выкладывай на тропинке стрелки из веточек или камешков, оставляй на кустах лоскутки одежды. (Дети пробуют разные способы обозначения.)
Лесная фея. Сейчас проверим, как вы запомнили мои советы.
Клубок
Дети образуют круг и передают друг другу клубок:
Ты катись, катись клубок, Быстро по рукам.
У кого теперь клубок, Расскажи сегодня нам...
Фея задаёт вопрос тому, у кого он оказался. Игра продолжается до тех пор, пока дети не ответят на все вопросы.
Лесная фея. В походах легко поцарапаться, ушибиться или оказаться покусанным насекомыми. Что делать, если врача рядом нет? Всё просто: помогут растения. Только надо знать, как их правильно использовать.
• От укусов комаров и пчёл хорошо помогает одуванчик. Просто сорвите его цветок и смажьте соком зудящее место. Но годятся лишь те, которые растут в лесу.
• Ссадины и царапины исцеляет подорожник. Приложите чистый листик к ранке и подержите – кровь остановится.
Дети благодарят Лесную фею и отправляются дальше. Встречают Лесовичка.
Лесовичок:
Живёт на свете старичок, Зовут меня Лесовичок.
Ношу я шапку из листвы И сапоги из бересты.
Хожу, брожу я по травинкам, Как по узеньким тропинкам. Сторожу я мир лесной,
Каждый день – и в дождь, и в зной! Приглашаю всех ребят
В весенний лес я погулять. Только знаю я, как вы, люди, можете отдыхать. Намусорите и уйдёте, как ни в чём не бывало. (Показывает на разбросанный заранее мусор.) А вы убираете за собой? Давайте наведём порядок.
Собери мусор в лесу
Лесовичок раздаёт взрослым меш- ки, дети собирают в них мусор.
Лесовичок. Спасибо, ребята, за помощь. Знаете ли вы, что без еды человек может обойтись довольно долго, а вот без воды быстро пропадёт? Если вдруг в лесу у вас закончатся запасы воды, можно пополнить их из чистого ручья, родника, собрав с листьев утреннюю росу. А ещё можно во время дождя растянуть на кустах полиэтиленовую плёнку, положив в середину камушек. Получится «ловушка» для дождевой воды (показывает, как сделать, поливая для наглядности из лейки).
Только помните, в сырой воде содержится множество бактерий. Чтобы не заболел живот, её кипятят. А ещё охотники очищают воду, опуская в неё ветки черёмухи или рябины.
Бывалый турист в лесу голодным не останется. Он может поймать в реке рыбу и сварить уху, набрать ягод или грибов. Вам очень повезёт, если отыщете белый гриб – боровик. Но никогда не берите незнакомые: они могут быть ядовитыми.
Съедобный – несъедобный
Лесовичок показывает изображения грибов, а дети отвечают, съедобные они или нет.
Лесовичок. Ребята, а вы знаете, что это? (Обращает внимание на муравейник. Дети называют.)
Лесовичок. Ребята, а вы замечали в лесу высокие муравьиные терема? Им не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, в мороз глубоко не промерзают. Муравьи живут большой и дружной семьёй и приносят большую пользу лесу. Они могут уничтожить за лето очень много вредных насекомых.
Поэтому мы должны охранять и не разорять муравейники.
Ребята, а вы знаете, как вообще вести себя в лесу?
Правила поведения в лесу
Лесовичок показывает знаки «Правила поведения на природе», дети должны рассказать, что обозначает каждый.
Лесовичок прощается с ребятами, отряд идёт дальше, преодолевая препятствия, и обнаруживает палатку. Из неё выходит Турист.
Турист. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли. Я заблудился и не могу найти дорогу назад. Я хочу кушать. Помогите что-нибудь приготовить.
Ведущий. Ребята, поможем?
Эстафета
Дети делятся на две команды.
Этап 1. Собираемся в поход.
Участники по очереди должны подбежать к разложенным предметам. Выбрать необходимый в походе и положить его в рюкзак, вернувшись на старт. Передать эстафету следующему ребёнку.
Этап 2. Костёр.
Участники по очереди, взяв одно полено, складывают костёр.
Этап 3. Варим обед.
Участники должны по очереди, взяв одну картофелину, подбежать к костру, возле которого стоит котелок, положить её туда и вернуться.
Привал «Завтрак на траве»
Турист благодарит за помощь и предлагает вместе перекусить и отдохнуть. Дети садятся на одеяла и коврики, кушают взятый с собой завтрак, поют песни под гитару и играют.
Что-то новое совсем – Объеденье прямо!
Посмотрите, как я ем, Что дала мне мама!
Чудак математик В Германии жил.
Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так человек Изобрёл Бутерброд.
У костра, на гитаре играя, Струны пальцами перебирая, Под мелодию из семи нот Детский сад наш песни поёт.
Ведущий. Ребята, вот и подошёл к концу наш турпоход. Понравился ли он вам? (Дети отвечают.)
Ведущий. Лесная фея рассказала о лечебных растениях и что нужно делать, если заблудился. Лесовичок напомнил правила поведения в лесу, поведал, как добыть еду и воду. А ещё мы помогли заблудившемуся Туристу. Но теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети собирают мусор и уходят.
ТЕКСТ: СВЕТЛАНА ИВАНОВА, руководитель физического воспитания яслей-сада № 4 г. Скиделя