Чтобы не попасть в беду
Как весело и интересно рассказать о правилах безопасности в быту, на природе и на дороге? Что делать при пожаре? Как защититься от непрошенных гостей? Конечно же, посредством увлекательной игры.
Цель: совершенствовать представления воспитанников о правилах безопасного поведения в разных жизненных ситуациях (об источниках опасности, необходимых действиях в случае той или иной экстренной ситуации, мерах предосторожности).
На полотне размером 200 × 200 см расположены 25 секторов в виде квадратов зелёного и жёлтого цветов, два игровых счётных кубика. На каждом секторе изображены предметные картинки с опасными ситуациями по темам:
• Правила пожарной безопасности;
• Правила поведения пешехода на улице (3–5 лет);
• Правила дорожного движения (5–6 лет);
• Правила безопасности в быту;
• Правила поведения на природе;
• Правила общения с незнакомыми людьми;
• Правила поведения при встрече с бездомными животными.
Также на игровом поле находятся 3 сектора «Подарок». Стартом служит квадрат с изображением телефона с единым номером вызова экстренных служб – «112».
ПРАВИЛА ИГРЫ
В игре участвуют 2–4 ребёнка. Они по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1 до 6 кружков, и передвигаются вперёд по направлению стрелок на столько ходов, сколько кружков выпало на кубике.
Игрок, внимательно рассмотрев сектор с изображением проблемно- игровой ситуации, на котором остановился, рассказывает, какая опасность может быть связана с ней и как её избежать. Например, «Спички» – нельзя брать и зажигать их, потому что случится пожар, можно погибнуть; «Собака» – нельзя подходить и гладить бездомных животных, потому что можно заразиться кожными заболеваниями или быть покусанным и т.д.
Если ребёнок ответил правильно, он может продолжить ход. При неверном ответе – пропускает. В подтверждение правильного ответа взрослый читает стихотворение. Стихи и наглядные картинки помогут детям быстро запомнить полезную информацию. Сектор с изображением «Подарок» позволяет бросить счётный кубик повторно и получить приз. Побеждает тот, кто первым доберётся до финиша. Победителю вручается медальон «Юный спасатель». Следующие участники продолжают игру до тех пор, пока все не достигнут финиша.
Постепенно правила можно усложнять, учитывая возраст воспитанников. Пусть малыши играют и получают знания с удовольствием!
Варианты использования игры
1. Пожарная безопасность
Средняя группа (4–5 лет)
Цель: формирование представления о применении в повседневной жизни доступных правил пожарной безопасности, активизация знаний о номере дежурной службы МЧС «101».
Оборудование и материалы: игровое поле напольной дидактической игры «Чтобы не попасть в беду», счётный кубик.
Описание: выбрать сектора с изображением пожароопасных предметов (Спички, Костёр, Фейерверки, Забытый включённый утюг). Внимательно рассмотреть каждый, сообщить, чем он может быть опасен, проговорить правила обращения и что делать при возникновении пожароопасной ситуации (назвать номер дежурной службы МЧС «101»).
Старшая группа (5–6 лет)
Цель: совершенствование представлений о правилах пожарной безопасности, закрепление алгоритма действий при пожаре и знаний о номерах дежурной службы МЧС «101» и вызова экстренных служб «112».
Оборудование и материалы: игровое поле напольной дидактической игры «Чтобы не попасть в беду», счётный кубик, карточка-алгоритм вызова пожарной службы, содержащая последовательность сообщаемых сведений:
• адрес, где обнаружено возгорание или пожар;
• объект, где происходит пожар (во дворе, в квартире);
• что конкретно горит (телевизор, мебель);
• фамилия и телефон участника.
Описание: выбрать сектора с изображением знаков пожарной безопасности (Горящая спичка, Костёр, Фейерверки, Забытый включённый утюг) и рассказать о её правилах:
• нельзя пользоваться спичками;
• нельзя пользоваться электриче-скими и газовыми приборами; • нельзя оставлять включённые электроприборы без присмотра;
• нельзя разводить костры;
• нельзя пользоваться горючими жидкостями (лаком, краской, бензином, керосином);
• нельзя сушить бельё над плитой;
• нельзя пользоваться пиротехническими изделиями (фейерверками, петардами, салютами);
• нельзя прятаться от пожара на кухне, в своей комнате или под кроватью. Назвать атрибуты работников службы МЧС, рассказать алгоритм её вызова (при затруднении предложить кар- точку-алгоритм).
2. Безопасность в быту
Средняя группа (4–5 лет)
Цель: формирование представлений о назначении лекарственных препаратов, которые нельзя применять без контроля взрослых, правила поведения с бытовыми приборами, активизация знаний о номере скорой помощи «103». Оборудование и материалы: игровое поле напольной дидактической игры «Чтобы не попасть в беду», счётный кубик. Описание: выбрать сектора с изображением знаков безопасности в быту (Разрезание электропровода, Кипящий чайник, Таблетки, Разбитый градусник), внимательно рас- смотреть каждый и сообщить, чем он может быть опасен, проговорить правила обращения с ним и что делать при возникновении опасной ситуации (назвать номер скорой помощи «103»).
Старшая группа (5–6 лет)
Цель: совершенствование представлений о правилах безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями труда, безопасного поведения дома; закрепление знаний о номере скорой помощи «103» и алгоритма действий при возникновении бытовых травм и угрожающих жизни состояний (вызвать скорую помощь и сообщить адрес, где произошла опасная ситуация, какая травма получена, свою фамилию и телефон).
Оборудование и материалы: игровое поле напольной дидактической игры «Чтобы не попасть в беду», счётный кубик, карточка-алгоритм вызова скорой помощи.
Описание: выбрать сектора с изображением знаков безопасности в быту (Сушка одежды над газовой плитой, Разрезание электропровода, Кипящий чайник, Таблетки, Разбитый градусник) и рассказать правила безопасности в быту:
• нельзя пользоваться колющими и режущими орудиями труда;
• нельзя употреблять лекарственные препараты;
• нельзя подходить к открытому окну, двери балкона;
• нельзя трогать разбитый градусник;
• нельзя пить воду из-под крана;
• нельзя трогать горячую посуду.
Назвать атрибуты работников скорой помощи, рассказать алгоритм её вызова (при затруднении предложить карточку-алгоритм).
ЛЮДМИЛА ГВОЗДОВСКАЯ, воспитатель яслей-сада No 26 г. Лиды
СВЕТЛАНА МИНЮК, воспитатель яслей-сада No 26 г. Лиды
ЖАННА САВРАС, воспитатель яслей-сада No 26 г. Лиды
ЕЛЕНА ШАРИЧ, воспитатель яслей-сада No 26 г. Лиды