Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Чтоб здоровье уберечь

Беречь здоровье надо с раннего детства. Но как увлекательно рассказать самым маленьким об элементарных правилах гигиены? Как научить их соблюдать? Важно донести, что такое микробы и простудные заболевания, какие бывают пути заражения и почему нужно уметь определять их симптомы.

Задачи:

  • формировать представления о признаках заболевания (высокая температура, озноб, боль в горле, насморк);
  •  развивать умения оберегать себя от попадания микробов и инфекций, выполнять закаливающие процедуры, употреблять полезные продукты;
  • воспитывать внимательное отношение к здоровью.

Материалы и оборудование: карты «Признаки простудных заболеваний», «Микробы, пути заражения»; папка «Советы доктора»; изображения «Полезные продукты», «Больные и здоровые»; красные и зелёные карточки; карточки для самоанализа «Внимателен ли я к своему здоровью?»; влажные салфетки; карандаши; указка.
 
Ход занятия


Этюд «Приветствие»
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте» друг другу!
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!

Воспитатель. Ребята, недавно я была в поликлинике. Врач рассказал, что весной люди часто болеют простудными заболеваниями. Болеть очень плохо, правда? Но как узнать, что человек заболел? Поможете разобраться в этом вопросе? (Ответы детей. Педагог дополняет и комментирует их.)
Молодцы! Знаете, какие существуют признаки простудных заболеваний? Предлагаю побыть помощниками врача и определить людей с простудой, нуждающихся в помощи.

Педагог предлагает работу в парах. Воспитанники выполняют задание и комментируют свой выбор.

Воспитатель. Умницы! Вы не только знаете, что насморк, кашель, чихание, повышение температуры, боль в горле и озноб являются признаками заболевания, но и умеете их определять! А это очень важно, чтобы не заразиться и не заболеть самому!

Микробы и пути заражения

Беседа сопровождается демонстрационным материалом.

Воспитатель. Многие простудные заболевания вызывают микробы – крошечные живые организмы, которые можно увидеть только с помощью специальных приборов. Если мы не выполняем правила гигиены, микроорганизмы проникают в наши тела и провоцируют различные заболевания. Микробы распространяются через слюну, когда мы чихаем или кашляем, не закрывая нос и рот, когда мы тщательно не моем руки.

Как микробы передаются от человека к человеку

Перед проведением опыта педагог наносит себе на ладонь тени с блёстками или цветной мел. Здоровается с воспитанниками за руку, затем просит посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы, делают вывод о том, что точно так же при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микроорганизмы.
После проведения опыта дети моют руки.

Воспитатель. А когда человек чихает или кашляет, микробы разлетаются вокруг, у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их. Если заболел, надо обязательно прикрывать рот платком или салфеткой.
Давайте поиграем и вспомним, какие правила надо соблюдать заболевшему человеку, чтобы выздороветь и не заразить других.

Да-нет
Воспитатель. Я буду называть правила, которые необходимо выполнять, чтобы внимательно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Если правило верное, поднимите зелёную карточку, если нет – красную.

1.    Если заболел, пригласи много друзей и здорово повеселись.
2.    Если заболел, срочно иди в магазин, а по пути зарази как можно больше людей.
3.    Если заболел, вызови врача на дом.
4.    Если заболел, надо лечь в постель.
5.    Если заболел, ешь мороженое.
6.    Принимай лекарства, которые сам нашёл в аптечке.
7.    Принимай лекарства, назначенные врачом, которые дают родители.
8.    Пей больше воды, соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.
9.    Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот шире, чтобы летели брызги во все стороны.
10.    Если заболел, отправляйся в гости к другу – ты так давно у него не был.
11.    Если начал чихать, пользуйся носовым платком, салфеткой.

Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.

Воспитатель. А ещё врач дал мне папку с советами, которые помогут не болеть и внимательно относиться к здоровью. Их так много! Но я не могу вспомнить, что это всё обозначает! Может, вы поможете разобраться?

Педагог по очереди достаёт из папки советы-иллюстрации по укреплению здоровья и просит воспитанников объяснить их значение. Дополняет и поясняет ответы (польза чеснока и лука, имбиря и др.).

Совет № 1. Овощи и фрукты.
Совет № 2. Проветривание, влажная уборка помещения.
Совет № 3. Мытьё рук, умывание.
Совет № 4. Занятия спортом, закаливание.
Совет № 5. Прививка от гриппа.
Совет № 6. Прогулки на свежем воздухе.
Совет № 5. Чихать и кашлять в одноразовый платок или сгиб локтя, не подходить близко к больному, в период эпидемии носить маску.

Узнай полезный продукт
Ребёнок описывает полезный продукт, а детям необходимо ответить, что это. После чего малышам показывается его изображение отгадки.

Внимателен ли я к своему здоровью
На подготовленных карточках с изображением знаков-символов воспитанники отвечают на вопросы. Если ответ положительный, рисуют плюс, если нет –минус.

1.    Сделал ли ты прививку от гриппа?
2.    Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?
3.    Кушаешь ли ты овощи и фрукты?
4.    Кушаешь ли ты лук, чеснок?
5.    Занимаешься ли ты спортом?
6.    Гуляешь на свежем воздухе каждый день?
7.    Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру?
8.    Моешь ли ты лицо, руки с мылом?
9.    Закаляешься ли ты?
10.    Ты весёлый, жизнерадостный человек?

Воспитатель. Вы ответили на все вопросы и можете узнать, внимательны ли к своему здоровью. Если на вашей карточке только плюсы, это хорошо. Вы оберегаете свой организм от болезней. А если есть и минусы, то дома вместе с родителями решите, как их превратить в плюсы.

Игровое интервью
Ответы воспитанников записываются на диктофон для дальнейшего прослушивания в нерегламентированной деятельности.

Воспитатель. Мои юные друзья! Вы много знаете и многим можете поделиться. Предлагаю записать интервью.

Примерные вопросы
1.    Какие признаки заболевания в весенний период вы знаете?
2.    Как уберечься от попадания микробов и инфекций?
3.    Как укрепить здоровье?

Воспитатель. Сколько нового мы узнали сегодня! Желаю здоровья и хорошего настроения в любую погоду и время года!


ЖАННА ШАФАЛОВИЧ, воспитатель дошкольного воспитания дошкольного центра развития ребенка № 1 г. Лида