Боремся с нарушениями: советы дефектолога (для детей с ОПФР 2–6 лет)
Каждый ребёнок уникален, однако его развитие происходит последовательно, в несколько этапов. Если один упущен, это влияет на следующие. Тем не менее, «наверстать» утраченное возможно. Для этого потребуется создать благоприятные условия: правильный режим дня, здоровое питание и сон, должное физическое и трудовое воспитание.
Успешная коррекция нарушений речи, моторики и восприятия у детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) во многом зависит от здорового образа жизни, однако немаловажно участие семьи. Роль её в воспитании и обучении ребёнка огромна. Здесь познаются первые социальные взаимоотношения, формируется его личность, закладываются навыки и умения. Наибольшая польза достигается, когда в семье владеют необходимыми знаниями об особенностях и этапах детского развития. Однако многие родители часто не понимают необходимость лечебной и коррекционно-педагогической помощи.
Чем раньше будет выявлено нарушение, тем лучше. Сейчас работа с малышами 2–6 лет с ОПФР ведётся в три этапа: после психолого-педагогического осмотра разрабатывается коррекционный курс и проводится консультирование родителей. Наилучшие помощники для развития моторики и восприятия, предупреждения тяжелых нарушений речи – специальные игры и упражнения. Но если нет взаимопонимания и поддержки коррекционной программы на уровне семьи, успех будет маловероятен.
Своевременно начатая коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ОПФР способствует профилактике трудностей при обучении, школьной дезадаптации в целом.
Игры и упражнения для развития речи, моторики и восприятия
Развитие речи
Стремитесь разговаривать спокойно, чётко и медленно, используя короткие предложения. Больше улыбайтесь и повторяйте сказанное.
Читайте красочные рассказы и сказки, написанные понятным для ребёнка языком. Картинки нужны детям для уточнения того, что они слышат.
Комплекс упражнений № 1
Цель: тренировка мимической мускулатуры (рта, языка и губ).
1. «Рисовать» на губах кисточкой.
2. Булькать губами в воде.
3. Дуть в пустые предметы с крышкой.
4. Делать губами «брм, брм», когда едешь в машине.
5. Втягивать варёные спагетти.
6. Лизать мороженое или леденец на палочке.
7. «Покусывать» верхнюю и нижнюю губы.
8. Оттянуть вниз верхнюю губу и подтянуть вверх нижнюю и наоборот.
9. Считать зубы при помощи языка.
10. Играть на расческе, выдувая воздух.
11. Дуть на вертушку.
12. Дуть на скорлупу яйца в кастрюльке с водой, шарики для пинг-понга.
13. Всасывать воду, сок, какао и т.д.
14. Играть в «дворники ветрового стекла»: двигать языком из одного угла рта в другой быстро и медленно.
15. Пробовать надувать шарики.
16. Выдувать мыльные пузыри.
Комплекс упражнений № 2
Цель: формирование умения различать разнообразные звуки и слова.
1.Слушать звуки и определять, как они звучат – высоко или низко.
2. Имитировать голоса животных.
3. По звуку искать тикающие часы.
4. Ронять разные предметы, слушать и сравнивать их звучание.
5. Записывать на диктофон голоса детей, чтобы потом определить, кто говорит.
6. Рисовать под разную музыку.
Комплекс упражнений № 3
Цель: формирование умения регулировать силу голоса и речевого дыхания.
1. Дуть в ладошки как будто замёрзли.
2.Тренировать гласные: ха, хе, хо и т.д.
3. Изображать большого тролля: ха-а-а, ха-а-а, ха-а-а.
4. Лаять: вуф, вуф, гау-ау, вуф, вуф.
5. Мычать: мy, му-у.
6. Играть со словами-откликами, понижая и повышая голос: привет, иди сюда, слушай, тихо и т.д.
7. Подражать кукушке.
Комплекс упражнений № 4
Цель: формирование умения соотносить и различать аудиальные образы.
1. «Посчитай удары мяча» (вслепую).
3. «Испорченный телефон».
4. «Звуки тела». Слушать стук сердца, дыхание лёгких, желудок, шлепнуть по руке, щеке, голове и слушать тон звука.
5. Угадывать по шуршанию бумагу, картон, газету и т.д.
6. «Угадай, что упало». Ребенок должен угадать, что это, как оно выглядит и из чего сделано.
7. «Волшебная коробочка». Угадывать при тряске по звуку предметы в коробке.
8. «Настроение голоса». Слушать, как звучит речь счастливого, сердитого, испуганного человека.
9. «Магазин». Купить несколько вещей за один раз и запомнить, какие нужны еще.
10. Прочитать короткий рассказ. Попросить ребёнка повторить его.
11. Заучивать стихи и считалки.
12. Двигаться под разный характер музыки с заданными движениями.
13. «Дополни слово». Играть в игры со считалками – пропускать слово и просить детей дополнить.
Развитие моторики
Часто проблемы ребёнка с моторной активностью не проявляются до самой школы. А вот уже в ней начинаются трудности. Неспособность соответствовать требованиям выливается в низкую самооценку, ведет к замкнутости и т.д. Поэтому выявить нарушение необходимо ещё в детском саду.
Программы моторных движений
Проводите несколько раз в неделю. После выполнения всех упражнений обязательно полежите с ребёнком на полу и послушайте музыку, спойте или почитайте вслух.
С 1 года до 2 лет. Перекатываться. Ползать как кошка или собака. Садиться/вставать. Ходить медленно/прыгать. Кружиться.
С 2 до 3 лет. Медленно ходить/ходить притопывая. Ходить и хлопать в ладоши. Пробивать мяч через комнату. Ходить задом наперёд. Играть в змей и извиваться на полу. Прыгать под музыку.
С 4 до 5 лет. Бегать вокруг комнаты. Стоять на одной ноге. Играть в «самолётики» на кресле, выпрямив руки, ноги и вытянув шею. Прыгать/ходить задом наперёд.
С 5 до 7 лет. Сворачиваться калачиком. Ходить прямо, как солдаты, и размахивать руками. Ходить на цыпочках. Ходить на пятках. Бегать. Прыгать в длину и высоту. Ходить по туго натянутому канату.
Комплекс упражнений № 1
Цель: развитие двигательной активности.
Придумайте рассказ или сказку, включив в неё все движения, которые должен изучить ребёнок. Присматривайте за их выполнением.
1.Бегать и останавливаться.
2. Прыгать в мешке.
3. Прыгать через скакалку.
4. Играть с мячом.
5. Кувыркаться через голову.
Комплекс упражнений № 2
Цель: развитие кинетического восприятия.
Пока ребёнок учится, все его телодвижения являются осознанными, так как он вынужден думать о том, что он делает. Со временем по мере повторения они становятся автоматическими. Это связано с кинетическим восприятием (памятью тела), позволяющим фиксировать и воспроизводить ранее полученные навыки, например, ездить на велосипеде или плавать.
1. Качать ногой.
2. Скакать на деревянной палочке-лошадке.
3. Играть с сырыми и варёными спагетти.
4. Заплести косичку, завязать узел, встретиться с пальчиками другой руки.
5. Играть с мячом.
6. Играть с воздушными шарами.
7. Сортировать предметы различного веса.
8. Самостоятельно раскачиваться на качелях.
9. Поднимать и опускать предметы.
10. Перетягивать канат.
11. Катать тачку с одним колесом для тренировки силы, равновесия и баланса.
12. Пролезать в танце под канатом, который постепенно опускается до земли.
13. Изображать движения разных животных.
14. Работать с глиной, тестом.
15. Резать что-либо (обязательно под контролем).
16. Прыгать на батуте.
17. Набирать песок в разные ведёрки, чтобы почувствовать изменения в весе.
18. Сворачиваться калачиком.
19. Ходить как тяжелые тролли, танцевать как легкие эльфы.
20. Изображать в воздухе разные предметы.
21. Обводить контуры ладоней и стоп на бумаге.
Комплекс упражнений № 3
Цель: развитие мелкой моторики.
1. Бросать мяч друг другу по кругу, называя имена, части тела и т.п.
2. Бросать по-разному мяч в стену.
3. Жонглировать двумя или тремя мечами.
4. Подбрасывать и ловить мяч, не давая ему упасть.
5. Рисовать толстыми и тонкими цветными мелками.
6. Рисовать акварельными красками.
7. Выкладывать бусинки, пуговицы, крупу, фигурки в разной форме.
8. Сортировать мелкие предметы по размеру, материалу, цвету и т.д.
9. Рисовать круговыми движениями.
10. Совершать одной рукой круговое движение над головой, тогда как вторая делает его над животом.
11. Постукивать одним указательным пальцем вверх-вниз, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед.
12. Двигать руками асимметрично назад и вперед.
Комплекс упражнений № 4
Цель: развитие осязания.
1. Играть с водой.
2. Играть в «куличи».
3. «Угадай фигуру». Чертить что-нибудь на спине ребёнка, после чего он угадывает, что было нарисовано.
4. «Опиши на ощупь».
5. «Холодный – горячий».
6. Рассортировать наждачную бумагу в зависимости от степени её шероховатости.
7. «Чудесный мешочек». Положите в мешок различные предметы. Ребёнок может ощупать рукой, не глядя внутрь, и сказать, что лежит в мешке. Предметы отличаются в зависимости от возраста малыша:
• для 2–4 лет кладутся деревянные фигурки, столовые приборы, куски ткани и т.д.;
• для 6-летних – тематические предметы. Например, письменные или школьные принадлежности, инструменты для шитья, рисования.
Развитие восприятия
Параллельно с моторикой развивается восприятие (слух, зрение, обоняние и т.д.). Перед тем как ребёнок научится читать или писать, его нужно выучить направлению чтения. Ему также необходимо обладать некоторым восприятием направления, чтобы различать буквы и ориентироваться в помещении, на улице или при движении.
Комплекс упражнений № 1
Цель: тренировка глаз
1. Следить взглядом за катящимся мячом, игрой в настольный теннис, движущимся человеком.
2. Двигаться по комнате, при этом все время глядя на какой-либо предмет.
3. Следить за рыбками в аквариуме.
4. Рисовать на зеркале.
5. Играть в теневой театр.
6. Смотреть на блестящие предметы.
Комплекс упражнений № 2
Цель: развитие визуального восприятия.
1. Ткать ковры, салфетки.
2. Нарезать хлеб, намазывать масло, чистить картофель.
3. Искать предметы на картинке.
4. Собирать еловые шишки, камешки, ягоды, цветы и т.д.
5. Рисовать себя, стоя перед зеркалом.
6. Рисовать карандашом, красками, вырезать, склеивать.
7. Конструировать по схемам.
8. Играть с куклами (одевать, раздевать, кормить, умывать).
9. Играть с пальчиковыми куклами.
10. Катать машинки по нарисованным линиям.
11. Измерять длину полосок и сравнивать их.
12. Рассказывать о том, что видел в комнате, в магазине, по дороге в детский сад.
Комплекс упражнений № 3
Цель: развитие восприятия пространства и местоположения.
1. Прятки.
2. Подвижные игры, позволяющие исследовать пространство (ползание, лазание, бег).
3. Сооружать укрытия (пещеры, норы) из картонных ящиков, парусины.
4. Рисовать на большом куске картона или асфальте.
5. Играть с пазлами (мозаика) и др.
НАТАЛИЯ ВОРОБЬЕВА, учитель-дефектолог яслей-сада № 250 г. Минска