Аистёнок Стёпа и город Скидель
Спортивный досуг (физические упражнения в сочетании с игровыми элементами) – одна из наиболее эффективных форм воздействия на ребёнка. Позволяет одновременно решать несколько задач: приобщать детей к гуманистическим ценностям, прививать патриотизм, воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни и т. д. В качестве примера предлагаем методическую разработку скидельского детского сада № 1.
Задачи: формировать представление о правилах дорожного движения и безопасном поведении в различных ситуациях; развивать физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, координацию); способствовать адаптации функциональных систем организма к различным характеру и объёму физических нагрузок.
Материалы и оборудование: 4–5 конусов; 3 разноцветных (зелёный, жёлтый, красный) и 2 серых круга; 2 стойки; 2 письма; мультипроектор; аудиозаписи; воротца; гимнастическая скамейка; гимнастические обручи; светофор; мусор (пластиковые бутылки, фантики, комки бумаги); корзина; совок; метла; бумажные журавлики.
ХОД ДОСУГА
Дети под музыку входят в зал и строятся.
Руководитель физического воспитания. Здравствуйте, ребята! Мне сегодня утром пришло письмо. Но я так спешила к вам, что не успела его прочитать. Давайте сделаем это вместе (открывает и зачитывает): «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аистёнок Стёпа. Я летел с юга в родной Гомель, но похолодало, я отстал от друзей и потерялся в вашем городе. Помогите мне найти путь в Гомель, а то я погибну». Ребята, поможем Аисту? (Да!) Тогда вперёд! (Шагает в сторону двери, но останавливается на полпути.) Дети, наш город очень большой – пешком мы не сможем всё обойти. Чтобы не терять время, нам нужно попасть на автовокзал, сесть на автобус и уже на нём отправиться на поиски.
Дети идут по кругу друг за другом под музыку из песни «Если с другом вышел в путь» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).
Руководитель физического воспитания. Ой, впереди лужи! Нужно все их перешагнуть. (Ходьба широкими приставными шагами, руки на поясе.) Теперь впереди высокая трава – выше ноги, детвора! (Ходьба, высоко поднимая бедро, руки на поясе.) Опоздать никак нельзя, все за мной бегом, друзья! (Бегут по кругу гуськом.) Шагом можно нам пойти – позади уж полпути. (Ходьба с восстановлением дыхания.)
На экране возникает фото скидельского автовокзала.
Руководитель физического воспитания. А вот и автовокзал. Отсюда можно уехать на автобусе в любой город или деревню. Но весь транспорт сломался. Нужно помочь починить хотя бы один автобус.
Почини автобус
Дети делятся на две команды и строятся в колонны. У направляющих в руках по «колесу» (серому кругу). По свистку они обводят их змейкой вокруг стоек, а обратно катят по прямой, передавая эстафету следующему игроку. Побеждает команда, которая закончит соревнование первой.
Руководитель физического воспитания. Молодцы, автобус починили. А сейчас надо накачать колесо.
Насос
Дети занимают исходное положение (и. п.): ноги на ширине плеч, спина округлена, руки спокойно свисают. На счёт «1» – наклон со вдохом, как будто надувают шину, на счёт «2» – с выдохом возвращаются в и. п.
Руководитель физического воспитания. Ребята, а вы знаете, как правильно заходить в автобус и как себя там вести? (Ответы детей.) В автобус надо входить через переднюю дверь, не толкаться. При движении нельзя вставать и бегать по салону, нельзя шуметь и мусорить. Запомнили? (Да!) Тогда в путь! Я думаю, что наш Аистёнок должен быть где-то у реки. Отправляемся к Скидлянке.
Дети садятся на стульчики, которые стоят в колонне по два, и имитируют езду на автобусе под песню Литл Бэйби Бам «Колёса крутятся». На экране возникает фото реки Скидлянки.
Руководитель физического воспитания. Вот мы и прибыли на место. Эту реку назвали в честь нашего города. Через неё проложен красивый мост. Сейчас мы с вами пройдём по нему – возможно, наш потеряшка на другом берегу. Но сперва… Ребята, как надо переходить реку по мосту? (Нельзя толкаться и всегда нужно держаться за перила.)
Дети перебираются по «мосту» – идут гуськом по гимнастической скамейке. На экране возникает фото скидельских Ворот.
Руководитель физического воспитания. Мы у старинных Ворот – символа нашего города. Они и часовня-костёл – всё, что осталось от поместья. Возможно, наш Аистёнок потерялся где-то здесь? Давайте его поищем! Для этого нам нужно пройти через Ворота. Но по одному и не толкаясь.
Дети пролезают через воротца.
Руководитель физического воспитания. К сожалению, и здесь Стёпы не оказалась. Предлагаю отправиться на почту и узнать, а вдруг он оставил нам весточку. Скорее садимся в автобус и отправляемся туда.
Дети садятся на «автобус» и едут под песню Литл Бэйби Бам «Колёса крутятся». На экране возникает фото почты.
Руководитель физического воспитания. Почта находится на улице Зелёной. Здесь можно отправить или получить письмо. Давайте узнаем, не оставил ли Аист для нас письма. Нет, не оставил, но у почтальонов столько работы, что они попросили нас помочь им разнести всю почту.
Доставь письмо
Дети строятся в две колонны. У направляющих письма в руках. По свистку они пролезают в воротца, обегают стойку и возвращаются, передавая письмо следующему игроку. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.
Руководитель физического воспитания. Молодцы! Ребята, вы знаете, что возле почты находится светофор. Но он сломался. Давайте его починим!
Собери светофор
На полу разбросаны зелёный, красный и жёлтый круги. Дети бродят между ними под музыку. Как только она замолкнет, надо собрать круги в правильном порядке.
Руководитель физического воспитания. Молодцы, ребята. А на какой свет светофора можно переходить дорогу? (На зелёный.) Правильно! Но нам нужно спешить. Я знаю ещё одно место, где может быть Аистёнок. Скорее садимся в автобус и отправляемся!
Дети садятся на «автобус» и едут под песню Литл Бэйби Бам «Колёса крутятся». На экране возникает фото парка.
Руководитель физического воспитания. В нашем красивом парке есть памятник аистам. Может быть, Стёпа здесь? Вот только… Ребята, посмотрите, какой беспорядок вокруг! Кто-то раскидал пластиковые бутылки, фантики и бумажки и ушёл! Давайте вместе уберём мусор!
Убери мусор!
Дети строятся в две колонны. По свистку направляющие бегут с метёлкой и совком к обручу, поднимают комок бумаги (пластиковую бутылку, фантик) и возвращаются. Бросают мусор в корзину, передают совок и метлу следующему. Побеждает тот, кто первым закончит конкурс.
Руководитель физического воспитания. Молодцы, ребята! Скажите, куда надо бросать бумажки? (В мусорную корзину.) Правильно! А теперь давайте позовём нашего потеряшку.
Дети зовут Стёпу. Аистёнок выходит.
Аистёнок Стёпа. Здравствуйте, ребята! Спасибо огромное, что отыскали меня. Мне было очень страшно одному, и я нашёл себе друзей-аистов. Правда, они не настоящие, но я с ними не чувствовал себя одиноким. Теперь я могу продолжить полёт в Гомель. Но прежде я хотел бы вас отблагодарить. Это символ дружбы, любви и верности (дарит под песню «Белый аист летит» (сл. и муз. «Песняров») ребятам бумажных журавликов).
Руководитель физического воспитания. Спасибо, мы очень рады, что нашли тебя. Ребята, расскажите Стёпе, что надо делать, если ты потерялся. (Позвать громко маму, оставаться на месте, никуда не убегать или не пытаться самостоятельно найти дом. Можно попросить помочь человека в форме (милиционера, охранника, дежурного по станции), продавца, администратора (если потерялся в торговом центре), женщину с ребёнком. Поэтому надо знать свои имя и фамилию, имена и телефоны родителей, домашний адрес и номер службы спасения – 112.) Молодцы! А теперь нам пора назад в детский сад.
Дети прощаются с Аистёнком, садятся на «автобус» и под песню Литл Бэйби Бам «Колёса крутятся» возвращаются в детский сад.
ИРИНА СЕВКО, руководитель физического воспитания детского сада № 1 г. Скиделя
ФОТО из архива детского сада № 1 г. Скиделя