Хатынь. Чтобы помнили…
В этом году исполнилось 80 лет со дня страшной трагедии, совершённой гитлеровцами и их пособниками на советской земле, – истребления жителей деревни Хатынь. Трагедии, ставшей одним из символов преступлений нацизма против человечества. Когда-то о ней знал каждый гражданин великой страны, но события имеют свойство забываться…
Мой путь начинается с Центрального автовокзала и покупки билета на маршрутку до городка Плещеницы. К самому мемориалу она, правда, не подъезжает, но можно попросить водителя остановиться на повороте – от него до Хатыни около 6 км. Дорога лесная – идёшь, а сосны, словно в клещи, зажимают. Даже как-то не по себе: серое небо, тёмный мрачный лес, а впереди – место чудовищной расправы…
Важно
Добраться до Хатыни можно и на велосипеде: от Минска поездка в одну сторону займёт около 4,5–5 часов, от Логойска – примерно 1,5 часа. Поскольку существенная часть пути проходит по оживлённой трассе Минск – Витебск, необходимо неукоснительное соблюдение правил дорожного движения. Особенно если с вами дети.
Зелёный коридор выводит к широкому пространству посреди пущи – мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс «Хатынь» занимает около 50 га. Прямо на выходе из леса находятся здание недавно построенного музея «Кожны трэці» (открытие состоялось буквально на днях – 22 марта) и парковка, далее установлен символический плетень, предваряющий вход в парк «Кладбище деревень». Над территорией плывёт тяжёлый, берущий за душу звон – плачут колокола Хатыни, венчающие печные трубы сгоревших домов…
Иду по аллее к небольшой площади со скульптурой «Непокорённого человека» , и с каждым шагом перехватывает дух – в памяти воскресают строки о произошедшем здесь много лет назад страшном преступлении…
Трагедия Хатыни
Тогда, 22 марта 1943 года, на трассе Плещеницы – Минск немецкая военная колонна попала в засаду, устроенную партизанским отрядом «Мстители». Завязался бой, в ходе которого погиб немецкий офицер и несколько бойцов из 118-го шуцманшафт-батальона (специального охранного полицейского батальона, выполнявшего карательные операции. – Прим. авт.). Одним из убитых оказался шеф-командир роты гауптман Ганс Вёльке – любимец Гитлера и чемпион Германии по метанию ядра на Олимпийских играх – 36. Гибель «звезды Рейха» взбесила немцев. Оскар Пауль Дирлевангер, командир названного в его честь зондербатальона СС, более чем наполовину состоявшего из отъявленных уголовников, бросил на подмогу полицаям сотню своих солдат.
Командовал на тот момент шуцманшафт-батальоном майор Эрих Кёрнер, а его заместителем был Григорий Васюра, бывший офицер Красной армии. В составе были, в основном, выходцы из западных и центральных областей Украины, в частности боевики Буковинского куреня, связанного с ОУН (Организацией украинских националистов. – Прим. ред.), принимавшие активное участие в расстрелах в Бабьем Яру, дезертиры и красноармейцы, согласившиеся служить фашистам.
Пока гитлеровцы добирались из Логойска до места столкновения, командир охранного взвода Мелешко приказал арестовать 26 жителей (по некоторым источникам, это были женщины) деревни Козыри, занимавшихся рубкой леса недалеко от засады, и расстрелять «за пособничество лесным бандитам». К вечеру 22 марта опьянённые кровью каратели настигли партизан у деревеньки Хатынь. Произошла перестрелка, и партизаны вынуждены были отойти, но преследовать их полицаи не стали…
Каратели согнали всё население Хатыни – женщин, детей и стариков – в колхозный сарай, заперли, обложили соломой, облили бензином и подожгли. Когда под напором тел обезумевших от страха, горящих заживо людей рухнули ворота, вырывающихся из огня добивали из пулемёта (пулемётчик Василий Катрюк после войны, подобно многим нацистским преступникам, сбежал в Канаду, где и умер, дожив до глубокой старости, – официальная Оттава отказалась его выдавать, несмотря на неоднократные требования Следственного комитета сначала Советского Союза, а потом и России), автоматов и другого оружия. Всего в ходе «акции», как немцы называли в своих документах расправы над населением, было истреблено 149 человек, из них 75 детей младше 16 лет…
Чудом выжило лишь пятеро ребятишек и деревенский кузнец Иосиф Каминский, сумевший выскочить из огненного ада. Обгоревший, раненный в левое плечо, он притворился мёртвым, а после отъезда нашёл среди тел перебитого пулемётной очередью сына Адама. Мальчик умер у него на руках – эту страшную сцену и воплощает скульптура «Непокорённый человек».
Долгое время, чтобы не травмировать братский украинский народ, советская власть замалчивала участие украинцев в Хатынской трагедии. Считалось, что её уничтожила зондеркоманда СС «Дирлевангер», пока в наши дни при расследовании истории уничтожения деревни не всплыла информация о 118-м батальоне…
Мемориал
По силе воздействия он превосходит минские мемориальные комплексы: лагерь смерти «Тростенец» и еврейскую «Яму». Согласно плану его создателей, коллектива архитекторов Ю. Градова, В. Занковича, Л. Левина и скульптора, народного художника БССР С. Селиханова, в центре комплекса установлена скульптура «Непокорённый человек», по правую руку от неё – гранитная «Крыша сарая», где сожгли жителей деревни, по левую – беломраморная братская могила «Венец памяти» с проникновенным наказом погибших живым: «…Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!». На обратной стороне выбит ответ живых, обещающих помнить о павших вечно.
От площади расходятся пепельно-серые бетонные улицы бывшей деревни. На местах сожжённых домов установлены 26 памятников-срубов, внутри которых обелиски в виде печных труб (на каждом табличка с именами тех, кто здесь прежде жил) с колоколами. На входе в каждый «двор» – открытая калитка, символизирующая гостеприимность сельчан. Тут и там видны мраморные срубы «колодцев».
Интересно
Архитектор Леонид Лёвин вспоминал, что после установки обелисков комплексу долго чего-то не хватало: «Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мёртвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!». Так в Хатыни появились колокола.
В дальней части мемориала располагается единственное в мире «Кладбище деревень» – 185 могил белорусских сёл, сожжённых со всеми жителями и не отстроенных после войны. Каждая могила – импровизированное пепелище с изображением языков пламени в центре, названием деревни и урной с землёй из неё.
Слева от «кладбища» размещается Стена Скорби с названиями 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей, действовавших на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. В центре «кладбища» установлен широкий тёмно-серый гранитный квадратный постамент, в 3 углах которого растут на клумбах берёзы, а вместо четвёртой – горит Вечный огонь как вечная память каждому четвёртому погибшему жителю республики (по данным современных исследований, убит был каждый третий, поэтому, кстати, Хатынский музей и носит такое название). Возле Вечного огня – мемориал «Деревья жизни», на чьих импровизированных ветках в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с населением, но восстановленных после войны.
Смотришь на таблички с именами погибших в Хатыни и количеством уничтоженных на территории всей БССР, на печные трубы, на «Кладбище деревень» – пробирает жуть. Пробирает до костей…
Музей «Кожны трэці»
Традиционно оставленная напоследок экспозиция только усиливает гнетущее впечатление от мемориального комплекса. Шесть залов не только в полной мере раскрывают трагические страницы Хатыни, но и повествуют о предшествующих войнах и военных кампаниях на белорусской земле с Х по ХХ век («Дерево истории»), о создании на ней гетто, концлагерей и лагерей смерти («Начало войны» и «Оккупация»), о зверствах и массовых расправах гитлеровцев и коллаборантов над мирным населением («Сожжённые деревни», «Иди и смотри», «Память»)… Фотографии, список всех «сестёр» Хатыни – сожжённых со всеми жителями населённых пунктов, многие из которых так и не были возрождены, свидетельства очевидцев, протоколы допросов – гигантская доказательная база совершённого фашистами геноцида. Окончательно «добивает» меня в одном из залов скульптура юной девушки, поднимающейся на эшафот, – воплощение всех невинно убитых белорусов, молодёжи, которая погибла, едва успев встать на крыло.
Хатынь – это яркое напоминание о том, что хотели сделать гитлеровцы с населением Советского Союза. Жаль только, что истинные факты о произошедшем так долго скрывались. Историю, пусть и нелицеприятную, надо знать такой, какой она была на самом деле. Тогда она действительно послужит уроком будущим поколениям.
Советы педагогам
Для проведения тематических бесед и информационных часов, посвящённых, например, Дню Победы, Дню освобождения Беларуси от фашистско-немецких захватчиков, могут быть использованы следующие издания: А. Адамович «Хатынская повесть», А. Зельский «Хатынь. Трагедия белорусского народа», «Хатынские Деревья жизни», Г. Пернавский «Убийцы Хатыни», «Хатынская трагедия. Документы и материалы» и др. Также стоит посмотреть фильм «Иди и смотри» (реж. Э. Климов, 1985).
Путь обратно
Увлёкшись изучением Хатыни, я совсем забываю заказать маршрутку для возвращения в Минск. Мест на ближайшие рейсы нет, но я решаю не стоять в ожидании транспорта – поймать попутку можно и во время движения вдоль трассы. Опять же, можно совместить приятное с полезным: пешие прогулки и походы – прекрасное средство от гиподинамии, свойственной людям моей профессии. Но хватает меня ненадолго – до остановки. Предательски ноет больное колено, да и зарядивший ливень подливает масло в огонь. Я совсем продрог, а проносящиеся мимо «легковушки» не спешат взять меня на борт.
Часа через полтора положение спасает трактор. Водитель приоткрывает дверь кабины и с характерным белорусским акцентом интересуется, чего это я в такую погоду тут делаю. Отвечаю, что возвращаюсь из Хатыни.
– Садись, хлопец, подброшу до Логойска. А то совсем замёрзнешь.
С удовольствием забираюсь в тёплую кабину. Тракторист сдерживает обещание, подкидывая фактически к дверям Логойской автостанции, откуда я уже без приключений добираюсь до Минска…
ДМИТРИЙ НАЛИВАЙКО, системный администратор Новосибирского исторического парка «Россия – моя история», путешественник
ФОТО: автора