Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Татьяна Гордиевская: «Моё призвание – физкультура!»

Как увлечь детей физкультурой, легко ли участвовать в конкурсе «Учитель года Республики Беларусь», когда бег в радость, почему нужно любить не только изобразительное искусство, но и спорт… Сегодня у нас в гостях учитель физической культуры и здоровья гимназии города Пружан, автор методического пособия «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее», легкоатлет Татьяна Гордиевская.

– Татьяна Васильевна, почему Вы решили стать учителем физкультуры?

– Вдохновил меня папа. В своё время он увлекался футболом, выступал на областных и республиканских соревнованиях по игровым видам спорта, и его любовь к спорту передалась нам с сестрой. А мама поддерживала моё хобби (мне всегда нравился бег – с VIII класса занимала призовые места на длинных дистанциях). Кроме того, у нас очень спортивная семья: оба дяди по отцовской линии закончили Гродненский техникум физической культуры, мамин брат тоже всю жизнь проработал учителем физической культуры в сельской школе, а двоюродная сестра – мастер спорта международного класса по хоккею на траве, более 20 лет была вратарём в составе гродненского «Ритма». В одном из европейских сезонов её даже наградили званием «непробиваемая» (не пропустила ни одного гола). Сейчас тётя – детский тренер по своему виду спорта. Так что у меня задатки для занятий спортом на генном уровне. (Улыбается.) Поэтому, когда речь зашла о поступлении в вуз, я уже точно знала, к чему лежит душа. К тому же меня всегда тянуло к детям, хотелось заинтересовать их спортом, чтобы в будущем они могли показать высокие результаты. Я всегда радуюсь, когда удаётся раскрыть их потенциал.


– Почему именно бег?

– Я по натуре индивидуалист. В команде работать сложнее: ты несёшь ответственность и за себя, и за сокомандников. Боишься кого-то подвести. А в беге отвечаешь только за себя, ни от кого не зависишь. Сначала это было просто увлечение, потом захотелось узнать, способна ли я на большее. Стала участвовать в соревнованиях. Начала с районных, дошла до областных (занимала 2-е, 3-и места). Меня заметили. В университете (Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. – Прим. ред.) позвали в секцию, и дальше я уже выступала на различных республиканских соревнованиях по кроссу. За первый курс – 24 старта! А на втором была награждена стипендией Брестского областного исполнительного комитета в номинации «Физкультура и спорт» по поддержке талантливой молодёжи.

– Расскажите, как Вы попали в беговой клуб Run4fun.by.

– Это произошло ещё в студенчестве, когда в Барановичах была организована группа сильных, выносливых бегунов. Потом клуб переехал в Гродно – там сейчас и располагается. Кстати, его ещё называют «Бег в радость», потому что он открыт для всех: к нам приходят даже новички, выбирают себе дистанцию по силам и постепенно её увеличивают.

Для меня участники клуба как одна большая спортивная семья. Мы выступаем на брестских и минских марафонах, в Польше, но из-за пандемии от международных соревнований пришлось отказаться. Сейчас, как правило, у нас только отечественные забеги.

– В 2020 году в областном этапе конкурса «Учитель года Республики Беларусь» Вы завоевали 2-е место, а в 2023 – уже 1-е. Это был ещё один вызов себе?

– В 2020 году решение участвовать было больше из интереса – я подала заявку буквально за 2 недели до конкурса. Тогда у меня совсем не было опыта в подготовке к такого рода соревнованиям. А ещё пришлось привыкать к тому, что тебя постоянно снимают.  Чуть ли не каждый твой шаг. Материал для выступления на областном этапе пришлось готовить за ночь, но я всё же заняла 2-е место. Для первого раза, считаю, это замечательный результат!

В мае прошлого года я успешно сдала экзамен на звание учителя-методиста. Подготовка к нему была серьёзной, в 2021 году я даже напечатала в издательстве «Адукацыя і выхаванне» методический сборник «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее», посвящённый соревновательным методам проведения физкультуры – конкурсам, квизам, эстафетам и т. д.

После этого мне снова предложили принять участие в конкурсе «Учитель года». Вот это уже действительно был вызов себе! У нас самая сложная и творческая категория – попробуйте определить чемпиона, когда педагоги готовят уроки разного плана: кто-то по трудовому обучению, кто-то по черчению, кто-то по музыке и т. д. И всё же 1-е место в номинации «Музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка» взял именно мой предмет.


– Насколько я знаю, Вы также принимаете участие в различных научно-практических конференциях и семинарах по проблемам укрепления и сохранения здоровья, интересуетесь здоровым образом жизни. В частности, один из разделов Вашего методического пособия «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее»  так и называется – «Мы за здоровый образ жизни».

– Когда готовишь такие материалы, всегда подробно изучаешь специальную литературу, а после адаптируешь её для детей. Что относится к здоровому образу жизни? Режим дня. Значит, предлагаешь ребятам разделиться на команды и сделать зарядку. Её можно оценивать (кто сделал лучше), а можно и нет, так как это вводные упражнения, чтобы мотивировать на дальнейшие действия. Следующий компонент здорового образа жизни – закаливание. Придумываешь задания, которые ему соответствуют. Они могут быть связаны, например, с водой.

Можно провести мини-опрос о рационе «Что полезно есть, а что нет?» и т. д. Таким образом важно не только дать программные упражнения, но и сформировать ответственное отношение к своему здоровью, закрепить принципы здорового образа жизни.

Или давайте возьмём упражнения с элементами туризма: ориентирование на местности, вязание узлов, постановку палатки и т. д. С одной стороны, они стимулируют интерес детей к такому виду активного отдыха, помогают приобретению навыков, которые могут потом пригодиться в жизни, с другой – весьма эффективны для развития различных способностей. Например, эстафета со спальным мешком: ребята должны по очереди (кто быстрее) залезть в него, закрыться, а затем вернуться к своей команде. Данное задание учит пользоваться спальником, а также развивает быстроту реакции и умение работать в команде.

А вообще, сейчас на конференциях неоднократно поднимается вопрос об ухудшении состояния здоровья детей. Только в нашем учреждении к подготовительной медицинской группе относится до 30 % учащихся. Им необходим индивидуальный подход к выполнению физических упражнений с учётом медицинских показаний и противопоказаний. При грамотно организованном уроке физкультуры у них всё же есть возможность перейти в основную. Сейчас я как учитель-методист в составе республиканского совета учителей-методистов нашей страны имею возможность сотрудничать с лучшими специалистами по нашему предмету. Вместе с учителем-методистом Лицея Белорусского государственного университета Александром Метелем пишем учебную программу для учителей физической культуры: «Модели организации образовательного процесса с учащимися подготовительной медицинской группы здоровья в учреждении общего среднего образования», составляем комплексы упражнений, тестируем контрольные нормативы.


– В чём секрет Вашего мастерства как педагога?

– Я развиваю у учащихся эмоциональный интеллект (способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. – Прим. ред.): стараюсь с помощью соревновательного метода, управления эмоциями (своими и коллектива) повысить желание ребят заниматься на уроках. А ещё практикую неординарный подход к детям. На одном из занятий для конкурса я вышла награждать ребят в наряде Зевса: в накидке и лавровом венке. Получилось символично: греческий бог спустился с горы Олимп, чтобы поощрить самых лучших. Ну как после этого не ходить на физкультуру? (Улыбается.)

Детей надо заинтересовывать. Просматривать соцсети, чтобы понимать, чем увлекать, предлагать больше разнообразных упражнений. Чтобы ребятам не было скучно на уроках (многие учащиеся сейчас гиперактивные), я стараюсь давать динамичные задания с возрастающей сложностью. А ещё всегда учитываю пожелания учеников. К ним нужно и важно прислушиваться!

– На что необходимо обращать внимание учителю физкультуры, чтобы определить потенциал ребёнка?

– Дети разные. С первого класса мы проводим тестирование. Например, с помощью игр. Допустим, есть «Два капитана». По этой игре легко понять, кто из мальчиков и девочек обладает лидерскими способностями, оценить скорость реакции, ловкость, умение взаимодействовать со сверстниками. Также весьма информативны нормативы. Ученики сдают челночный бег (показывает координационные способности), прыжок в длину (отражает скоростно-силовые способности), кросс (демонстрирует уровень выносливости) и т. д. Задатки к какому-либо виду спорта будут видны сразу.

Кроме того, вместе с учащимися IX–XI классов я провожу учебно-исследовательские работы по изучению спортивного потенциала у малышей. Одна из таких работ – определение доминирующего полушария у правшей, левшей и амбидекстров с помощью теппинг-теста (выявления свойств нервной системы по психомоторным показателям. – Прим. авт.). Как правило, левшам поначалу труднее раскрыть свои таланты. Это неудивительно, ведь они живут в мире, подготовленном для праворуких (их большинство). Следовательно, им необходимо больше времени на адаптацию и усвоение отдельных физических дисциплин, да и таланты обнаруживаются позже. Но если с левшами работать, поддерживать, с терпением относясь к неминуемым ошибкам, то ребята показывают прекрасные результаты.

– Вы успеваете не только обучать детей, но и вести мастер-классы для других педагогов, активно публикуетесь в СМИ. Если не секрет, где Вы черпаете силы для всех проектов?

– Стараюсь грамотно распределять время. Во время школьных «форточек», например, занимаюсь саморазвитием. Вообще, физкультура – это моё призвание, а когда ты любишь своё дело, силы находятся сами по себе. Много энергии даёт обратная связь – поддержка студентов, школьников, коллег, которым помогают мои разработки и уроки. Это, пожалуй, главный стимул для продолжения работы.

– Должен ли спорт присутствовать в жизни каждого?

– Скорее физическая культура. Спорт – это стремление к достижению наивысших результатов, изнуряющие тренировки, постоянное пересиливание себя, травмы. Физкультура же направлена на сохранение здоровья, напрямую зависящее от двигательной активности, выполнения разных упражнений.

– Несколько рекомендаций для наших читателей.

– Не спешите ходить в тренажёрные залы или начинать заниматься каким-либо спортом. Прежде советую проконсультироваться с врачом, поскольку при многих хронических заболеваниях физические нагрузки, особенно без контроля специалиста, не рекомендованы. Наиболее щадящий вариант – оздоровительная ходьба. Начните с 20 минут, постепенно увеличивая время прогулки до часа. Кстати, благодаря тому, что она проводится на свежем воздухе, организм обогащается кислородом, понижается тревожность. А в целом… Будьте активными, целеустремлёнными. Старайтесь радоваться каждому дню, заниматься любимым делом. И просто любите здоровый образ жизни и физкультуру.

Досье
Татьяна Васильевна Гордиевская – учитель физкультуры и здоровья, учитель-методист, магистр педагогических наук. Окончила Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина. Педагогический стаж – 13 лет.

На уроках физической культуры и здоровья, во внеурочной деятельности использует соревновательный метод, что позволяет развивать у учащихся стремление к победе. Обучающиеся систематически занимают призовые места в соревнованиях по лёгкой атлетике, биатлону на областном и республиканском уровнях. Также большое внимание уделяет организации и проведению со школьниками учебно-исследовательской деятельности в области физического воспитания.

Активно участвует в международных и республиканских конференциях, семинарах и тренингах по проблемам физического воспитания, формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Проводит мастер-классы для студентов и коллег. Автор более 20 публикаций.

Педагогическое кредо: «Прежде всего самому быть дисциплинированным, справедливым, любознательным, стремиться к максимальной открытости и честности по отношению к детям. Тогда возникает необходимое доверие, появляется шанс получить обратную связь, и это дорогого стоит».

ЕКАТЕРИНА СОРОКА