Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Таня Радочай: «Каждый ребёнок имеет право реализовать свои способности»

В преддверии Дня защиты детей мы встретились с Представителем ЮНИСЕФ в Беларуси Таней Радочай и обсудили с ней наиболее актуальные современные проблемы детей, подростков и молодёжи. Напомним, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – это крупнейшая в мире организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций, которая более 70 лет защищает права детей в более чем 190 странах и территориях. В центре внимания Фонда – выживание, развитие и счастливая жизнь каждого ребёнка.

Наша справка:
Таня Радочай получила степень магистра психологии в Загребском университете. Гражданка Хорватии. Свою карьеру начала в качестве семейного консультанта в государственных социальных службах, которые занимаются проблемами детей и семей, подвергшихся риску.

Затем госпожа Радочай занималась оказанием помощи жертвам войны в бывшей Югославии, уделяя особое внимание помощи беженцам и перемещённым лицам, послевоенному примирению, общественному строительству и развитию социальных служб.

В 2000 г. во время кризиса в Косово госпожа Радочай начала своё сотрудничество с ЮНИСЕФ. С 2002 по 2009 г. возглавляла команду ЮНИСЕФ в Хорватии.

С 2009 по 2015 г. работала Представителем ЮНИСЕФ в Болгарии. С 2015 по 2020 г. представляла Детский фонд ООН в Армении.

– Госпожа Радочай, начнём наш разговор с главного: для чего работает Детский фонд ООН в Беларуси?

– В Беларуси, как и почти во всех странах мира, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) работает над продвижением прав детей, отстаивая их благополучие и помогая правительствам выполнять обязательства, которые они на себя взяли, подписав Конвенцию о правах ребёнка. В некоторых странах мы работаем с властями над совершенствованием законодательства и обучением специалистов, работающих с детьми. Где-то мы оказываем прямую гуманитарную помощь для выживания и развития детей. Мы адаптируем свою работу к условиям той или иной страны и всегда стараемся помочь сделать следующий шаг в развитии. Беларусь – страна с доходом выше среднего и хорошо развитыми системами здравоохранения и образования, поэтому наша поддержка сосредоточена на улучшении политики и практики и устранении некоторых из существующих пробелов.

Наша программа работы в любой стране согласовывается с правительством этой страны и утверждается Исполнительным советом ЮНИСЕФ. Когда мы планируем нашу новую программу, мы консультируемся по актуальным для страны вопросам с широким кругом сторон, проводим исследования и собираем данные. При этом нам также приходится определять приоритеты, потому что мы не можем сделать всё. Но мы всегда стараемся понять, какие из детей наиболее уязвимы и находятся в наиболее неблагоприятном положении.

Мы внимательно изучили и обсудили с партнёрами потребности детей в Беларуси. Мы знаем, что в интернатах по-прежнему проживает около 6000 детей, в то время как они должны жить в семьях. Мы знаем, что родители часто не знают, как воспитывать детей, не прибегая к насилию, что многие курят в присутствии ребёнка, что отцы недостаточно вовлечены в воспитание детей.

Мы также знаем, что только 21,7 % детей находятся на грудном вскармливании в течение 5 месяцев, при том, что это, без сомнения, является для них наилучшим питанием. Мы знаем и согласны с Правительством в том, что систему правосудия для детей следует пересмотреть в соответствии с международными стандартами и что необходимо и дальше развивать инклюзивное образование для всех детей.

Мы также знаем, что многие дети страдают от насилия, будь то со стороны взрослых или других детей – в школах и киберпространстве. Подростки сталкиваются с проблемами психического здоровья, в то время как помощь недостаточно развита, поэтому некоторым из них особенно тяжело: примерно 18,2 % подростков (в возрасте от 15 до 19 лет) имеют симптомы депрессии, а 26,1 % – суицидальные мысли. К сожалению, некоторые молодые люди действительно заканчивают жизнь самоубийством из-за отсутствия адекватной помощи.

Подростки часто изучают в школе вещи, которые уже не актуальны для их будущей жизни и работы. Также очевидно, что у детей из бедных семей меньше возможностей получить хорошее образование, и эта проблема стоит с ранних лет. И результаты Многоиндикаторного кластерного исследования  (MICS) при поддержке ЮНИСЕФ и международное исследование PISA выявили большую разницу, особенно в навыках счёта, между детьми из бедных семей и детьми из более обеспеченных.

Что касается положительных аспектов, мы также знаем, что в стране есть большой потенциал, потому что граждане, бизнес, известные личности и молодые люди сами могут и хотят делать больше для детей.
 
– На Ваш взгляд, какие из вышеперечисленных проблем в Беларуси стоят наиболее остро?

– На данный момент мы сосредотачиваем наше внимания на самых ранних годах жизни и на подростках, в том числе на тех, кто сталкивается с трудностями. Это критические периоды в жизни ребёнка, это настоящие окна возможностей. Если в первые годы у ребёнка будет хорошая основа, потом проблем будет меньше. Однако подростковый возраст несёт в себе ещё одну проблему, и многие родители и учителя плохо подготовлены к этому. Есть отличная возможность мобилизовать молодое поколение как творческую, квалифицированную силу для будущего, но есть и риск утратить большую часть этого потенциала, если взрослые не смогут признать потребности поколения, рождённого в XXI веке. В условиях нынешней демографической проблемы, с которой сталкиваются многие страны, каждый ребёнок и каждый молодой человек становится ещё более ценным.

– В основу Страновой программы сотрудничества Правительства Республики Беларусь и Детского фонда ООН заложены национальные приоритеты государства в области социального развития, здравоохранения и образования. Какие основные направления взаимодействия в ней отмечены?

–     В этом году мы только начали новую 5-летнюю программу с определёнными целями в четырёх областях: благоприятная семейная среда, доступ к правосудию, будущие поколения, партнёрство и инвестиции в детей. Позвольте мне объяснить каждое из них одним предложением. Понятие благоприятной семейной среды отражает нашу веру в то, что дети должны воспитываться в любящих и заботливых семьях, получающих должную поддержку, – для этого мы будем работать над совершенствованием навыков родителей, а также над поиском альтернативных семей тем детям, родители которых не в состоянии заботиться о них. Когда мы говорим о доступе к правосудию, мы имеем в виду детей, которые по разным причинам вступают в контакт с системой правосудия, – иногда они нарушают закон, иногда становятся жертвами насилия или оказываются в ситуации, когда их родители разводятся. Во всех этих случаях дети нуждаются в максимальной защите, чтобы они могли вернуться к нормальной жизни.

Когда мы говорим о будущих поколениях, мы думаем о следующем поколении взрослых – сегодняшних подростках. Они должны быть лучше подготовлены к тому, чтобы работать и жить в XXI веке. Они нуждаются в защите в периоды, когда сталкиваются с кризисом. У них есть идеи и творческая энергия, чтобы внести большой вклад в свои сообщества. В этой части мы также хотим работать над полным включением детей с особенностями психофизического развития и инвалидностью как в общее образование, так и в систему развития навыков, необходимых для работы. И, наконец, мы хотим объединить больше людей – представителей бизнеса, спорта, культуры, местных сообществ, чтобы понять, что нужно детям и подросткам, и больше инвестировать в них, потому что они – будущее этой страны.

– В программе сотрудничества Правительства Республики Беларусь и Детского фонда ООН упоминаются Цели устойчивого развития. Что это за цели и насколько Беларусь приблизилась к их достижению?

– В 2015 г. все страны мира собрались под эгидой Организации Объединённых Наций и приняли Цели устойчивого развития (ЦУР), взяв на себя обязательство приложить усилия и решить многие проблемы к 2030 г. Беларусь продемонстрировала твёрдую приверженность глобальной повестке дня в первые пять лет реализации, и я надеюсь, так будет и дальше. Существует 17 глобальных целей со множеством различных показателей, и, хотя все они актуальны для детей в Беларуси, ЮНИСЕФ уделяет особое внимание более тщательному мониторингу 50 детских показателей из девяти целей. Есть много областей, в которых Беларусь очень хорошо развивается, например, у неё самые низкие показатели по неонатальной смертности (в первые семь дней после рождения – прим. «ЗОЖ») и смертности детей в возрасте до пяти лет. В то же время стране необходимо ускорить темпы в уменьшении подростковой смертности в результате самоубийств, снижения уровня насилия и приложить больше усилий в развитии детей раннего возраста. Прогресс вашей страны отражен в первом базовом отчёте по ЦУР. Все, что запланировано в нашей страновой программе, способствует достижению Целей устойчивого развития, и то же самое следует сказать о работе всех других организаций системы ООН.

– В программе отмечается, что в Беларуси обеспечен высокий процент охвата детей дошкольными учреждениями, всеобщий охват детей соответствующих возрастов начальным образованием. Как Вы оцениваете качество белорусских начальных образовательных программ?

–     Действительно, в Беларуси хорошо развита система образования, но каждая система должна продолжать развиваться, поскольку мир меняется. Хотя доступ к образованию в целом на высоком уровне, с точки зрения инклюзивности и качества есть возможности для совершенствования, чтобы каждый ребёнок имел возможность учиться и общаться со своими сверстниками и чтобы содержание учебных программ готовило детей к жизни в XXI веке. По причине лёгкого доступа к информации, который сегодня есть у современных детей, акцент должен делаться не на запоминании данных и дат, а на критическом мышлении, навыках поиска информации, решении проблем и творчестве, работе в команде. Мир движется в этом направлении, и Беларусь не должна отставать.

Что касается инклюзивности и равных возможностей, это относится к детям с особыми потребностями в обучении и с инвалидностью, но также и к детям из бедных семей, поскольку мы знаем, что их результаты в образовании значительно ниже.

– В программных документах двустороннего сотрудничества отмечается, что Республика Беларусь добилась значительного прогресса в интеграции детей с особенностями психофизического развития и инвалидностью в дошкольные учреждения и общеобразовательные школы. Что сегодня делается в направлении реализации прав таких детей?

–     Действительно, в Беларуси хорошо развита система образования, но каждая система должна продолжать развиваться, поскольку мир меняется. Хотя доступ к образованию в целом на высоком уровне, с точки зрения инклюзивности и качества есть направления для совершенствования.

Мы стремимся, чтобы каждый ребёнок имел возможность учиться и общаться со своими сверстниками, и чтобы содержание учебных программ готовило детей к жизни в XXI веке. По причине лёгкого доступа к информации, который сегодня есть у современных детей, акцент должен делаться не на запоминании данных и дат, а на критическом мышлении, навыках поиска информации, решении проблем и творчестве, работе в команде. Мир движется в этом направлении, и Беларусь не должна отставать. Что касается инклюзивности и равных возможностей, это относится к детям с особыми потребностями в обучении и с инвалидностью, но также и к детям из бедных семей, поскольку мы знаем, что их результаты в образовании значительно ниже.

– Не менее остро сегодня звучат вопросы детской онкологии. Какие меры предпринимаются ЮНИСЕФ для снижения уровня заболеваемости подрастающего поколения лейкемией и другими онкологическими заболеваниями? Оказывается ли помощь семьям, в которых дети болеют раком?

–     Дети и семьи, столкнувшиеся с этой сложнейшей проблемой, заслуживают любой доступной поддержки, поскольку они участвуют в самой важной битве – битве за жизнь. Как мы знаем, онкология – очень специфическая область, и ЮНИСЕФ в Беларуси не специализируется на этой теме. Рак в детстве очень редко можно предотвратить, и лишь небольшая его часть связана с факторами окружающей среды, такими как радиация и курение в семье. В некоторых странах с очень слабой системой здравоохранения ЮНИСЕФ помогает обучать врачей и оснащать больницы. В Беларуси хорошо развита система здравоохранения, а детская смертность находится в диапазоне значений самых развитых стран мира. Белорусские специалисты здравоохранения хорошо осведомлены о самых передовых методах лечения. Одним из возможных направлений является работа с родителями для лучшего понимания здорового развития ребёнка и распознавания первых признаков. В нашей предыдущей страновой программе мы также поддерживали систему паллиативной помощи, хотя, должна сказать, практика Беларуси уже служит хорошим примером для других стран. Одна из областей, где, вероятно, можно сделать больше, – это эффективная психологическая помощь детям и семьям, столкнувшимся с этой серьёзной проблемой.

– Прежде чем занять пост Представителя ЮНИСЕФ в Беларуси, Вы работали в этой должности в Армении и Болгарии, уделяя большое внимание развитию инклюзивного образования. Как, на Ваш взгляд, складывается ситуация с этим в нашей стране?

–     Инклюзивное образование занимает важное место в повестке дня Министерства образования при экспертной поддержке Государственного педагогического университета, поэтому нет никаких сомнений в наличии воли к его внедрению. Однако система образования огромна, и поэтому её трудно изменить в короткие сроки.

62 % детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью уже зачислены в обычные школы, но мы знаем, что это дети с более лёгкими проблемами. Для включения всех детей требуются большие инвестиции в навыки учителей и дополнительные возможности школ, потому что инвалидность бывает разной формы и тяжести и нелегко адаптировать систему к нуждам каждого ребёнка. Это также требует инвестиций в обеспечение доступности и необходимое оборудование для удовлетворения различных видов потребностей.

Многие белорусские школы не являются безбарьерными, потому что в них слишком много лестниц, и нужно организовывать пандусы и лифты для детей с дополнительными физическими потребностями. Существуют вспомогательные технологии для содействия обучению детей с более тяжёлыми формами инвалидности, например, специализированные компьютерные программы для помощи «невербальным» детям, но на оснащение школ потребуется некоторое время. В ближайшие годы ЮНИСЕФ будет работать с Министерством образования, при поддержке со стороны РФ, над улучшением положения дел в этой области.

–  Большое внимание ЮНИСЕФ уделяет проблемам коммуникации детей и подростков. В том числе и с особенностями развития. Речь идёт о буллинге, стигматизации и другом, борьбе с этими явлениями. Что делается в этом направлении?

–     Единственный способ понять, что происходит с детьми, – это открытое общение и поддержка, и взрослые несут ответственность за то, чтобы это взаимодействие продолжалось. Если мы не будем знать, что происходит, проблемы будут только нарастать. Детям сложно обсуждать насилие со стороны сверстников в школах или насилие дома, включая сексуальное. Жертвы часто испытывают чувство вины и стыда и не знают, кому можно доверять, кто может помочь. Родители, а также учителя иногда закрывают глаза на это, потому что не знают, что делать, или недооценивают масштаб проблемы.

Эти проблемы не новы, но появились и новые – кибербуллинг и киберпреступность. То, что происходит в Сети, может быть большой угрозой для детей, а у взрослых ещё меньше возможностей узнать об этом. Мы все, во всём мире, учимся, как с этим бороться. Поэтому важно доносить следующее: разговаривайте со своим ребёнком и, что более важно, слушайте своего ребёнка. Речь идёт не о том, чтобы поучать детей и постоянно контролировать их, а о том, чтобы давать им возможность расти и учиться, иногда даже на ошибках, минимизируя при этом для них риски. Это то же самое, что переходить улицу, – это может быть опасным, но мы должны научить детей, как это делать безопасно.

– Одна из проблем современного общества – насилие в семье. Какие меры принимаются для профилактики и минимизации последствий этого насилия? Какие механизмы защиты ребёнка существуют?

–     Действительно, к сожалению, различные формы домашнего насилия и жестокого обращения с детьми остаются социально приемлемыми. Дети страдают, как подвергаясь насилию, так и будучи его свидетелями

(т. е. когда жертвами являются их матери, братья и сёстры).

По данным Многоиндикаторного кластерного обследования (MICS), проведённого ЮНИСЕФ в Беларуси совместно с Белорусским статистическим комитетом, четверть детей в возрасте от 1 до 14 лет подвергалась физическому наказанию (25,7 %), а половина детей – психологической агрессии (51,2 %) за последний месяц.

Как упоминалось ранее, насилие имеет место не только дома, но и в школе, а также в интернете. Пережитое насилие оказывает пагубное воздействие на ребёнка – от непосредственного вреда до долгосрочных последствий, которые дети переносят во взрослую жизнь. Насилие негативно сказывается на развитии детей, их способностях к обучению и успеваемости в школе, подавляет позитивные отношения, обуславливает заниженную самооценку, эмоциональные расстройства и депрессию, а иногда также влияет на физическое здоровье ребёнка.

ЮНИСЕФ в Беларуси работает с партнёрами в продвижении практики позитивного воспитания и развитии служб поддержки для семей с детьми. Партнёрство с частным сектором способствует обеспечению безопасности детей в Сети – мы стремимся выработать у них навыки безопасного использования интернета и общения без риска насилия, травли и сексуальных домогательств. ЮНИСЕФ в Беларуси также способствует созданию безопасной и благоприятной среды в школе, тестируя инновационные технологии предотвращения буллинга и вовлекая детей в разработку решений, направленных на противодействие насилию со стороны сверстников.

ЮНИСЕФ также работает с Правительством над развитием системы поддержки детей, которые пострадали или стали свидетелями насилия, продвигая Национальную линию помощи детям (8 (801) 100-16-11) и стремясь организовать её работу под единым коротким номером.

–  Как обстоит ситуация с анализом положения детей, особенно наиболее уязвимых групп?

–     В мандат ЮНИСЕФ в Беларуси входит мониторинг ситуации с реализацией прав ребёнка в стране. Для этого каждые пять лет мы вместе с Белорусским статистическим комитетом проводим большое исследование, которое мы называем MICS (Multiple Indicator Cluster Survey), чтобы изучить общую ситуацию, но мы также проводим множество адресных опросов и исследований для более глубокого изучения некоторых конкретных проблем.

Обследования и исследования, которые мы проводим, служат источником данных, на основании которых разрабатываются соответствующие вмешательства. Таким образом, анализ ситуации постоянно пополняется новыми данными.

Например, теперь мы знаем, что 30 % детей и подростков подвергались оскорблениям или унижениям в интернете, 54 % из них не обсуждали это со своими родителями. Мы знаем, что, хотя детская бедность снизилась до 9,4 % в 2019 г., этот процент значительно выше, чем показатель для населения в целом, составляющий 5 %.

Я уже упоминала ранее важные свидетельства о разнице в успеваемости между детьми из бедных семей и детьми из семей более благополучных. Приведу ещё один пример: согласно данным MICS разрыв в навыках счёта у детей в возрасте 7–14 лет, живущих в беднейших домохозяйствах, по сравнению с детьми из самых обеспеченный семей – 18,9 %.

Цель сбора всех данных – улучшение ситуации. Если мы не знаем, где находимся, трудно понять, в каком направлении двигаться.

– В обосновании программы двустороннего сотрудничества отмечались негативные трансформации в функционировании института семьи. Что это за трансформации и какие совместные с Правительством Республики Беларусь меры принимаются, чтобы противостоять этому?

–     Все семьи в любое время испытывают стресс и сталкиваются с трудностями – только подумайте о том, что было раньше: войны, голод, отсутствие образования и здравоохранения… Но у каждой эпохи свои сложности, и нужно их осознавать. Семьи меняются, потому что меняются времена. Раньше люди оставались вместе, даже если им от этого было плохо, насилие и злоупотребление алкоголем разрушали семейные отношения. Реальность сегодняшнего дня, и не только в Беларуси, такова, что молодые люди позже создают семьи и заводят детей. Родители разводятся и вступают в повторные браки, что создаёт новые сложные семейные условия, появляется больше неполных семей. Эти жизненные ситуации требуют корректировки в виде семейной поддержки.

Многие страны, в том числе Беларусь, обеспокоены снижением рождаемости, и не зря. Простых решений не существует, потому что людей нельзя взять и заставить заводить детей. Что хорошо работает, так это создание условий для равного участия матерей и отцов в воспитании детей, когда оба родителя совмещают работу и семейную жизнь. Помогает наличие высококачественных систем поддержки, таких как детские сады и ясли, чтобы матери могли вернуться к работе, а также возможность организации гибкого графика для родителей маленьких детей.

–  Подростки и молодёжь в современном мире представляют наиболее уязвимую группу населения. Какие меры предпринимает ЮНИСЕФ для поддержания её здоровья и предотвращения подростковых суицидов, алкоголизма и наркомании, инфекций, передающихся половым путем, включая ВИЧ, нежелательной беременности?

– Подростковый возраст считается вторым окном возможностей, что означает, что это ключевое время для определённых видов вмешательств. Это период быстрого физического роста, а также быстрого обучения (особенно социального, эмоционального и мотивационного обучения). Модели поведения в подростковом возрасте могут иметь множество долгосрочных последствий для социальных, эмоциональных и мотивационных тенденций, закрепляющихся на всю дальнейшую жизнь.

Чтобы подростки и молодые люди могли полностью раскрыть свой потенциал, ЮНИСЕФ поддержал создание 58 центров здоровья, дружественных к молодёжи, которые работают по всей Беларуси и предоставляют бесплатные, конфиденциальные и анонимные консультации по вопросам физического и психического здоровья. Молодые люди, их родители, школьные специалисты, занятые в этих центрах, могут ежегодно принимать более 60 000 подростков, обращающихся за помощью, – из них 80 % девочек и 20 % мальчиков.

Кроме того, ЮНИСЕФ поддерживает различные ОГО , которые работают с подростками, в том числе из уязвимых групп.

Психическое здоровье подростков – область, которая вызывает у ЮНИСЕФ в Беларуси особую обеспокоенность.

В сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения мы провели исследование психического здоровья подростков и суицидального поведения и разработали дорожную карту по укреплению психического здоровья и повышению уровня благополучия детей и подростков. Недавно мы провели работу с большой группой специалистов (в основном, из школ), чтобы повысить их уровень знаний о психическом здоровье подростков. Эту работу нужно продолжать.

Учитывая продолжающееся распространение пандемии коронавируса, всё больше и больше услуг переводятся в онлайн. Для решения этой проблемы ЮНИСЕФ поддерживает разработку электронной платформы по психическому здоровью подростков, посредством которой будут предлагаться психологические онлайн-консультации.

– Сегодня в мире обострилась проблема подростковой преступности. Какие конкретные шаги предпринимает ЮНИСЕФ, чтобы уберечь подростков от необдуманных поступков? Насколько эффективно сотрудничество с белорусскими властями в этом направлении?

–     Позвольте мне начать с того, что термин «несовершеннолетний правонарушитель» или «малолетний преступник» неприемлем с точки зрения прав человека. Молодые люди, даже если они нарушают закон, всё же обладают многими другими важными качествами, и на них нельзя вешать ярлык только из-за этой совершённой ошибки.

Кроме того, нельзя однозначно сказать, что проблема с детьми, находящимися в конфликте с законом, становится более серьёзной, на самом деле есть много доказательств обратного. В Беларуси количество уголовных преступлений среди несовершеннолетних снизилось с 1987 в 2011 г. до 727 в 2019 г. Статистика во многом зависит от того, что квалифицируется как правонарушение по закону, поэтому при незначительном изменении юридических формулировок число, очевидно, может быстро увеличиваться или уменьшаться.

В ЮНИСЕФ мы считаем, что все страны должны следовать международным стандартам, установленным Конвенцией о правах ребёнка и другими соответствующими международными документами. Нам также необходимо лучше понимать, почему некоторые молодые люди попадают в такие ситуации – в большинстве случаев они сами были жертвами насилия или ненадлежащего воспитания, в некоторых случаях у них проблемы с психическим здоровьем, а иногда это просто обычная для подростков жажда новых острых ощущений. В любом случае важно, какой подход мы будем использовать, чтобы исправить то, что пошло не так, и вернуть их в общество, к нормальной жизни.

В Беларуси ЮНИСЕФ работал с властями над применением альтернативного подхода, который называется восстановительным правосудием. Проще говоря, правонарушитель несёт ответственность за преступление, но ему также предоставляется возможность искупить содеянное без неэффективного длительного содержания под стражей. Посредством индивидуальной работы на местах можно во многих ситуациях помочь молодым людям и достичь более высокого уровня справедливости. Это требует большой работы по развитию услуг по посредничеству и созданию альтернативных возможностей там, где живут молодые люди, и первым важным шагом стало принятие Концепции правосудия в отношении детей, которая была одобрена ключевыми национальными заинтересованными сторонами и принята к реализации.

– Невозможно обойти тему пандемии. ЮНИСЕФ изучал в Беларуси влияние коронавирусной инфекции COVID-19 на семьи с детьми. Расскажите, пожалуйста, об этом исследовании подробнее. Какие выводы были сделаны на их основе?

–     Пандемия COVID-19 обозначила особую важность постоянного анализа рисков для детей, особенно живущих в уязвимых семьях. Особенно важно обращать внимание на неравенство, в том числе на наличие цифрового разрыва. Как мы знаем по результатам MICS, лишь две из пяти беднейших семей имеют доступ к интернету. В наше время, когда многие услуги предоставляются онлайн, бедные семьи всё больше подвергаются риску остаться в стороне от актуальных тенденций. Например, с помощью этих экспресс-опросов мы смогли увидеть, сколько детей перестали пользоваться услугами для детей с инвалидностью из-за COVID-19, и быстро разработали онлайн-платформу, дающую семьям доступ к специалистам. (ссылкку можно узнать) Всё постоянно меняется, и мы должны продолжать мониторинг, особенно того, как живут наименее обеспеченные семьи.

– Сегодня большую актуальность приобретает здоровый образ жизни. Какие программы на данный момент реализуются для пропаганды ЗОЖ?

–     Пропаганда здорового образа жизни – одна из актуальных задач для ЮНИСЕФ в Беларуси. Мы знаем, что 50 % проблем со здоровьем связаны с питанием, психической активностью, балансом между работой и личной жизнью и вообще привычками. В августе 2019 г. ЮНИСЕФ поддержал разработку и проведение Марафона здорового образа жизни «САД: Спортивный, Активный, Динамичный», посвящённого популяризации инклюзивной физической активности для всех и везде и профилактике неинфекционных заболеваний.

Более 2500 участников в возрасте от 15 до 45 лет приняли участие в различных спортивных мероприятиях, а также организованных в спортивном комплексе «Фристайл» и за его пределами. Любой желающий мог бесплатно попробовать более 60 различных видов спорта и активных занятий, а кроме того, пройти медицинское обследование и получить консультацию. Многие мероприятия были адаптированы под нужды людей с инвалидностью. Каждую неделю в рамках #SAD особое внимание уделялось удовлетворению потребностей различных целевых групп, таких как мероприятия на свежем воздухе для семей с детьми, специализированные занятия для беременных.

– Сейчас в мире многие известные спортсмены, звёзды кино и популярные певцы активно поддерживают ЮНИСЕФ в отстаивании прав детей. Имеется ли такой опыт в Беларуси?

–     Максим Мирный, известный теннисист, был послом доброй воли ЮНИСЕФ в Беларуси, пропагандировал здоровый образ жизни среди уязвимых подростков и добровольно организовывал уроки тенниса для детей.

– А как Вы относитесь к ЗОЖ? Насколько он присутствует в Вашей жизни?

–     Мы все несём ответственность за свое здоровье, и я стараюсь делать всё, что в моих силах. Прежде всего, есть здоровую пищу, не курить, употреблять алкоголь очень умеренно. Также регулярно проходить медосмотры, чтобы предупреждать серьёзные проблемы. К сожалению, мне не удаётся заниматься спортом столько, сколько хотелось бы, хотя я всегда стараюсь гулять по возможности дольше. Я рада, что в Минске есть прекрасные условия для активного отдыха, красивые парки и пеший маршрут вдоль реки. Дома, в Хорватии, мне ещё очень нравится работать в саду, я считаю, что это одновременно и лучшая физическая нагрузка, и расслабление. Мне нравится, когда мы всей семьёй можем есть натуральные продукты, которые сами выращиваем.

– Традиционное пожелание нашим читателям.

–     Прежде всего, давайте приложим все усилия, чтобы оставаться здоровыми, беречь себя как физически, так и умственно. И давайте объединимся ради детей, они заслуживают всей нашей поддержки, мы же им оставим этот мир . Какие бы проблемы ни были в мире сегодня, давайте постараемся не оставлять их в наследство нашим детям.

– Мы благодарим Вас за искренние ответы и интересную беседу. В свою очередь мы желаем Вам успеха в Вашей непростой, но очень важной и нужной деятельности. И, конечно же, здорового звучания жизни!


БЕСЕДОВАЛА ЛАРИСА КУЧЕРОВА