Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Сергей Плыткевич. Человек с «Планеты Беларусь»

«Меня всегда влекло к природе и романтике путешествий, вот я и стал фотографировать», – признаётся Сергей Плыткевич, директор издательства «Рифтур» и Республиканского фонда развития туризма и поддержки дикой природы «Планета без границ», автор многочисленных фотоальбомов и путеводителей по нашей стране. Как не поговорить с ним о фотосъёмке дикой природы, о важности национального туризма и любви к Беларуси?

– Сергей Михайлович, откуда такая страсть к фотожурналистике?

– В детстве думал, что буду писателем, но как им стать, когда у тебя нет опыта и никаких знаний? Окончил лесной техникум. Появилась дилемма, а что дальше – технологический институт или факультет журналистики? Поколебавшись, выбрал второе, поскольку, поработав в лесу 5 месяцев, понял, что здесь нет никакой романтики, только необходимость пилить и сажать деревья. Мне же хотелось, чтобы дело моей жизни было связано с природой, путешествиями, фотоохотой. Поэтому победила журналистика.

Потом появилась ещё одна дилемма: писать или фотографировать? Когда поступал, в сочинении на тему «Мой идеал в журналистике» писал о Василии Пескове – одном из немногих фоторепортёров, которые создают и хорошие тексты. А статья и фото в совокупности дают гораздо больший эмоциональный эффект. Вот и я начал совмещать (улыбается). Работал и политическим обозревателем, и корреспондентом в горячих точках, и заведующим отделом новостей.

– А какой была первая съёмка?

– Любительской (улыбается). Мама купила фотоаппарат, когда я учился в 7 классе. Вначале делал обычные любительские фотографии. В техникуме пытался заниматься фотоохотой, хотя у меня не было длиннофокусного объектива, без которого даже ворону сложно запечатлеть. Первый кадр с галкой я сделал с помощью театрального бинокля: приложил к фотоаппарату и щёлкнул. Что-то даже получилось за счёт приближения, хоть и не хватило резкости.

А первое фото, опубликованное в газете, было сделано во время практики на 3 курсе. Сфотографировал пейзаж возле одного из озёр Ушачского района, «Чырвоная змена» напечатала снимок.

Более серьёзные съёмки начались, когда я стал работать в редакции газеты «Беларускі універсітэт». Когда ты ещё студент, страшно пойти сфотографировать какого-нибудь профессора. Сейчас я воспринимаю это как часть обычного творческого процесса, а тогда каждый раз приходилось преодолевать себя, настраиваться на съёмку. Со временем страх знакомства с новыми людьми прошёл, я научился быстро ориентироваться и выбирать лучшие варианты для съёмки того или иного героя.

– В прошлом году Вы провели мастер-класс для участников Школы молодого журналиста. Расскажите, пожалуйста, с чем сталкивается фотожурналист?

– Про первую проблему я уже упомянул – она может быть внутри самого журналиста. Вторая трудность заключается в налаживании контакта с людьми, которых фотографируешь. Человек, как правило, скован перед камерой. Чтобы получить хорошую фотографию (передать его характер, настроение), надо расположить его к себе, сделать так, чтобы он забыл о съёмке. Поначалу я не знал, как этого достичь, потом набил руку.

В репортажной съёмке важно поймать момент. Например, спортсмен прыгает через планку. Чтобы получилось хорошее фото, нужно снимать не тогда, когда он бежит или приземляется, а кульминационный момент самого прыжка – то мгновение, когда он находится в высшей точке над планкой.

– Дадите парочку рекомендаций для юных фотожурналистов?

– В первую очередь, надо серьёзно относиться к съёмке. Кадр на плёнке, файл на флешке – это полуфабрикат, из которого нужно сделать полноценный продукт. Важное значение имеет умение оценивать отснятое и выбирать самые выигрышные сюжеты. Кроме того, очень важно не забывать архивировать снимки. Так они не потеряются, и можно будет вернуться к ним позже, чтобы доработать тему. Например, сфотографировал Софийский собор четверть века назад, потом ещё через 5, 10, 15 лет – готов творческий проект: как храм выглядел раньше, как менялся на протяжении всего времени, как выглядит сейчас. У меня архив с 1978 года, и всё расписано: область, район, населённый пункт, ключевые слова для поиска и т. д.

Также надо определиться со специализацией. Охватить все сферы невозможно. Выберите то направление, в котором хотите развиваться, и стремитесь к поставленной цели. Допустим, для меня сейчас это природа и достопримечательности Беларуси. С помощью портала «Планета Беларусь» мы создаём образ родной страны. Хотим подтолкнуть людей путешествовать по Беларуси, показать всю её красоту. Например, я решил запечатлеть все наши озёра. Тысячу отснял, осталось ещё 9000 (улыбается). Причём такую задачу я поставил, когда у меня появился квадрокоптер. Потому что снимать с берега нет смысла – водоёмы будут выглядеть одинаково, а дать представление о них нужно. Опять же, фотография должна быть эмоциональной, насыщенной, зрелищной. Документальная фиксация также имеет смысл, но художественная фотография воздействует на зрителя гораздо мощнее. А дополненная справочной информацией она становится ещё и полезной.

– У Вас много снимков дикой природы. Как получается делать заветные кадры?

– Чем больше опыта и чем лучше ты знаешь местность, повадки животных, тем больше шансов сделать что-то крутое. Бывает, приходится подолгу сидеть в засидке (палатка или иное укрытие для наблюдения за животными, прим. ред.). Недавно пытался подловить барсуков у норы. Потратил массу времени, комары «обгрызли», а зверьки так и не вылезли. (Смеётся.)
Природный фотограф должен вставать до рассвета и быть готовым работать до полной темноты. Представьте, раннее утро, встаёт солнце, туман – и бежит лось. Картинка сказочная. Но и тут свои сложности.

Решил я как-то запечатлеть журавлей на фоне восходящего солнца – нашёл маленькое озерцо, где птицы ночуют. Установил палатку, забрался в неё вечером до их прилёта, а утром выяснилось, что солнце восходит не там, где сконцентрировались журавли, а метров на 30 правее. На следующую ночь переставил засидку, но ночью врезал такой ливень, что мне пришлось убежать в машину. А утром после дождя всё было в сплошном тумане.

– В одном интервью Вы отмечаете: «Стоит понимать, что фотосъёмка далеко не безвредна для живой природы. Своими действиями человек может погубить животное». Как фотограф может навредить?

– К сожалению, легко. Потревожить животное можно, просто гуляя по лесу. А при фотографировании… В правилах проведения многих международных конкурсов прямо пишется, что снимки, сделанные возле гнёзд, не принимаются, потому что существует опасность, что птицы бросят своих птенцов. То же самое, когда используется квадрокоптер, – это может напугать животных.

Надо знать их повадки и минимизировать своё воздействие.

– Некоторые фотографы, чтобы получить впечатляющие кадры, переодеваются в костюмы животных. Правда ли, что друзья-орнитологи подарили Вам костюм лебедя? Удалось ли его использовать?

– Увы, таких подарков у меня не было. Но однажды получилось использовать специальное приспособление: орнитолог Александр Козулин прикрепил чучело лебедя к детской ванночке. Эта конструкция плавала, в ней было предусмотрено место для фотоаппарата. Мы с Игорем Бышнёвым пробовали так фотографировать, но кадры хорошими не получились. А вот один литовский фотограф действительно смог сделать очень необычные фотографии, используя плавучую платформу и гидрокостюм.

– «Фотосъёмка – это история, рассказанная с помощью фотографий». Как нельзя более точная характеристика Ваших фотографий, связанных с белорусским туризмом.

– Я считаю туризм серьёзной отраслью экономики и очень важным элементом в образовании подрастающего поколения! Туризм – это не только море и отдых на пляже. Это возможность открыть для себя что-то новое. У любого независимого, демократического государства должен быть фундамент – история. Уважение к предкам, память о тех людях, которые столько всего сделали для страны. Можно и нужно читать книги, но самый классный способ узнать о прошлом и настоящем Беларуси – отправиться путешествовать по ней. Ты видишь знаковые исторические места, проникаешься духом тех времён. У нас богатейшая история! И есть на что посмотреть.

– На Ваш взгляд, какие исторические места у нас обязательно надо посетить?

– Всё зависит от возраста туристов и уровня их образования. Безусловно, нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны – побывать в Брестской крепости и Хатыни. Но также важно посетить те места, где зарождалась наша страна, где проходили знаковые события. Каждый школьник должен побывать в древнейшем городе Беларуси – Полоцке, посмотреть замки и дворцы в Новогрудке, Гродно, Крево, Лиде, Несвиже. В Беларуси масса интересных мест, но в таких поездках огромное значение имеет уровень подготовки и талант экскурсовода.

– Сейчас набирает популярность экологический туризм, и у нас в стране есть все предпосылки для его качественного развития. Как Вы к этому относитесь?

– Положительно. Например, самый известный сейчас маршрут – по болоту Ельня. Лет 20 назад о нём никто не знал, болото и болото. А теперь, благодаря разным проектам, экотропа доступна каждому. Такой туризм полезен и так же необходим, как и исторический. Главное, не нанести вреда природе. Одно дело походить по настилу туда и обратно, и другое – ставить палатки, мусорить. Всё нужно организовывать осторожно, бережно по отношению к окружающей среде.

Надо создавать и другие маршруты. Например, совсем недавно мы разместили на нашем портале материал, где в Браславском районе лучше всего встречать рассвет. Людям нужны положительные эмоции! Восходящее солнце в красивом месте как раз их даёт.

– Ельня стала брендом Беларуси. А что, по-Вашему, всё-таки было бы интересно иностранцам: богатая природа или исторические памятники?

– В плане исторических памятников мы неконкурентоспособны. Если сравнивать с той же Польшей, Чехией или Литвой, то Беларусь однозначно проигрывает. Сейчас вообще сложно говорить о въездном туризме, учитывая последствия пандемии, трагические события, происходящие в Украине, сложность пересечения белорусской границы. Но перспективы у нас, безусловно, есть. И в первую очередь, они связаны с белорусской природой и сохранившимся укладом жизни. Иностранцам нужна экзотика. Белорусская деревня её может предоставить! У нас ещё сохранились места, где можно увидеть, как жили белорусы в прошлом столетии, есть агроусадьбы, в которых можно не только переночевать, но и открыть для себя много чего интересного. Например, совсем рядом с Минском в усадьбе «Ганка» можно посмотреть, как выпекается хлеб по старинным рецептам. В Глубокском районе в усадьбе «Заповедный остров» проводится Купалье, как сто лет назад, отмечаются другие народные праздники.

– Как появился республиканский фонд развития туризма и поддержки дикой природы «Планета без границ»?

– Мы работали с охотничьим хозяйством и туристическим комплексом «Красный Бор», был создан одноимённый фонд поддержки дикой природы. Но меня всё время тянуло в сторону туризма, и фонд «Красный Бор» был реорганизован в «Планету без границ».

– Над какими проектами сейчас работает фонд?

– Сейчас мы объявили фотоконкурс среди студентов, семь победителей которого получат право на бесплатное обучение в Красноборской школе фотографии. Школа будет работать с 21 по 30 августа, с ребятами будут заниматься маститые фотохудожники, пройдут интересные мастер-классы, будет организована фотосъёмка на территории охотничьего хозяйства «Красный Бор». Проживание в гостинице «Изубрица» и питание также будут бесплатными.

Ищем партнёров для установки памятного знака в истоке реки Свислочь. Он находится совсем недалеко от нашей столицы, но никто из минчан об этом не знает. Мы хотим исправить ситуацию, создать ещё один туристический объект.

Но наш самый главный проект – это краеведческий портал planetabelarus.by. Работаем над ним совместно с издательством «Рифтур». Мы поставили себе задачу представить на портале все исторические, архитектурные и природные достопримечательности страны, все районы и населённые пункты. При этом для каждой достопримечательности, местечка или деревни создаются отдельные детальные страницы с подробным описанием, gps-координатами, множеством фотографий. Есть также раздел «Едем сами», который позволяет путешественникам самостоятельно формировать свои маршруты, видеть, какие достопримечательности есть по пути, где можно переночевать, поесть, купить сувениры.

Функционал портала позволяет создавать разные тематические информационные ресурсы. Например, мы сделали bresttravel.by, polackland.by, visitgrodno.by и др. Каждый сайт, в том числе и основной, включает перечень и краткую информацию о достопримечательностях, разных маршрутах того или иного района.

Вообще, хотелось бы сделать портал ещё более полезным. Поэтому планируем создать своё мобильное приложение. Например, приезжает турист в Браслав. Запускает программу и набирает: «Что посмотреть в радиусе 1,5 км?», «Где можно пообедать?», «Где остановиться на ночлег?». И у него появляется возможность не только получить информацию, но и забронировать и оплатить услуги.

 – Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

– Честно скажу, никогда серьёзно над этим не задумывался. Подозреваю, едва ли я его придерживаюсь в общепринятом виде. С одной стороны, часто приходится перекусывать на бегу, вставать за 15 минут до рассвета, чтобы сделать снимок, а ложиться глубоко за полночь. С другой, я много нахожусь на природе, дышу свежим воздухом. А ещё занимаюсь тем, что нравится, делаю то, что, как мне кажется, людям необходимо, – это и есть часть здорового образа жизни.

– Традиционное пожелание читателям.

– Как можно больше путешествуйте по Беларуси! Везде и всегда. Определите, что вам интересно: величественные озёра и национальные парки или захватывающие дух исторические места. И в путь! А «Планета Беларусь» может стать хорошим помощником!

ТЕКСТ: ЕКАТЕРИНА СОРОКА
ФОТО: из архива СЕРГЕЯ ПЛЫТКЕВИЧА