Сергей Климкович: «В детской литературе нужно быть правдивым»
«Всегда говорил, что книги умеют спасать», – уверенно заявляет господин де Трильяж, один из персонажей повести «Странный город мадам Бри». А написал её незаурядный человек, в прошлом военный журналист, избравший для себя литературное поприще. Мастер детектива и женских романов, автор армейских рассказов, лирических миниатюр и детской прозы… Согласитесь, сочетать такие разные взрослые и детские темы под силу не каждому. Но герою нашей беседы, лауреату Национальной литературной премии Республики Беларусь писателю Сергею Климковичу, это оказалось по плечу.
Наша справка
Климкович Сергей Владимирович – писатель, лауреат Национальной литературной премии Республики Беларусь (2015), военный журналист. Родился в 1972 году в Борисове. В начале 1990-х служил в Вооружённых Силах. С 2005-го – специальный корреспондент журнала «Армия», несколько лет трудился в военном информационном агентстве «Ваяр».
В 2011 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького (Россия). С 2005 года член Союза писателей Беларуси, с 2016-го – Союза писателей России, с 2021-го – Белорусского союза журналистов. Автор более 40 книг.
– Сергей Владимирович, когда впервые появилось желание создавать художественные произведения?
– В далёкой юности. Однажды мне захотелось впечатлить сверстников какой-нибудь увлекательной историей. Вот в 13 лет я и начал писать фантастические рассказы, смешные сценки, которые сам же и разыгрывал перед публикой во дворе. С этого и повелось. Стало моей суперсилой.
Сейчас на встречах спрашиваю у детей, верят ли они в существование суперспособностей. Кто-то верит. Рационально мыслящие говорят, что такого не бывает. И все они имеют в виду не то. Тогда я уверяю ребят в том, что суперсила существует! Ведь человек может стать замечательным врачом, поваром, инженером, водителем, архитектором. Главное, найти в себе талант и развить его!
Вообще, желание писать не связано с каким-то конкретным периодом жизни. У человека должны быть предрасположенность, душевные качества, мечты. Желание найти себя, форму самовыражения, воплотить в тексте занимающую тебя идею, изучить людские характеры и взаимосвязи. Писатель ведь тоже исследователь. А ещё мечтатель, изобретатель, поэт, философ, мыслитель и, разумеется, тонкий психолог. И всё это составляет его жизнь.
– Как рождается новая книга?
– Это всегда странное время. Очень важно название книги. От него начинаешь плясать. Пробовать на языке. Рассматривать то с одной стороны, то с другой. Потом возникают голоса героев. Диалоги, обрывки сцен. Потом лица. И вот тут начинается самое интересное. Ты словно выпадаешь из реальности, постепенно погружаясь в мир новой книги. Её ещё нет, она только витает вокруг тебя неуловимой дымкой, вторгаясь даже в сны... И в то же время она – новая реальность. В голове выстраиваются в логическую цепочку картины, но не до конца, а всего на несколько шажков вперёд, потому что герои тебе ещё не знакомы. Ты не знаешь, какие мотивы повернут сюжет и в какую сторону... Ты первопроходец и первый зритель в этом авторском виртуальном кинотеатре.
Первые слова текста уже звучат отчётливо, словно ты читаешь эту книгу вслух. Миры, которые создаёт писатель, не менее реальные, даже если выглядят фантастическими. Почему так безнадёжно скучна и безжизненна графомания? Это в первую очередь ложь графомана самому себе. Писатель всегда верит в то, о чём пишет, и эта вера передаётся читателям.
– Конец декабря – пора, когда хочется верить в волшебство. Вдохновляет ли она Вас на создание новых историй?
– Всегда надо верить в волшебство. И в лучшее. Не терять бодрости духа и оптимизма. Наслаждаться даже самыми маленькими подарками судьбы: близкими людьми, хорошими новостями, минутами тишины, чудесными книгами и фильмами, пирожным с чаем, обновкой, прекрасным пейзажем или долгожданной поездкой в красивое место. Вдохновение и рождается из таких маленьких радостей жизни. Моё сознание всегда в работе. Если я не пишу, то обдумываю то, что хочу написать. Работа писателя – нескончаемый труд и размышления. Зарисовки, миниатюры, рассказы, фельетоны. Любое событие или впечатление может лечь в основу нового произведения.
– Вы долгое время служили в армии, работали в военных СМИ, карьеру писателя начинали как мастер детективов и женских романов. В какой момент перешли на детскую прозу?
– После ухода из армии и военной журналистики. Мне казалось, что я в этой сфере исчерпал себя и свои возможности. Всё превратилось в рутину. А для писателя нет ничего более страшного, чем рутинное занятие. Это иссушает. Мне надо было найти новый способ понять эту действительность. Не скажу, что это было просто. Такой резкий переход от взрослых тем и проблем к детским не дался мне легко. Но в том и состоит прелесть новизны: ты выходишь из своей зоны комфорта и приступаешь к исследованию чего-то неизвестного.
Поверьте, детская литература даёт поразительно много возможностей, но и сложных моментов там навалом. Дети очень легко отбрасывают неинтересное. У них нет взрослого читательского «чувства долга»: раз взялся за что-то, надо дочитать до конца. У детей не так. Если книга занудная и не увлекает, скорее всего, она будет отправлена на дальнюю пыльную полку. Мои произведения такая судьба не постигнет. Их читают и перечитывают.
– Можно ли с помощью сказок подготовить ребёнка ко взрослой жизни?
– Хорошая детская книга – фундамент, на котором вырастают сильные, умные и добрые люди. Ни один научный труд, ни один философский трактат не оказывает на детское мировоззрение такое сильное влияние, как она. Детский писатель обязан сделать всё, чтобы его книги были источником вдохновения и знаний и взращивали хороших достойных людей.
Поэтому, несмотря на обилие магии и невероятных приключений, надо быть правдивым. Точно угадывать интонацию, с которой стоит общаться с ребёнком посредством художественного текста. Надо неизменно говорить о дружбе, честности, благородстве, порядочности, помощи слабым. Воспитывать человечность.
Писать книги для детей – огромная ответственность и большой труд. Не угадаешь с темой, не услышишь голос современных детей – ни за что читать не будут.
– На встречи с юными читателями Вы часто являетесь в образе сказочника с цилиндром на голове, элегантной тростью и часами с репетиром.
– Образ Сказочника, как мне показалось, гармонизирует эти встречи, делает их более яркими и запоминающимися. В качестве дополнения к нему я демонстрирую магические фокусы.
Устраиваю почти шоу, целиком посвящённое книгам, истории их создания, пользе чтения и знаний. В этом смысле я выступаю как помощник библиотекарей и учителей. Только привношу немного куража, буффонады, иллюзиона, магии и радости.
– В одном интервью Вы признались, что отправляете читателям бумажные письма, в которых всегда спрашиваете, о чём ребята хотели бы почитать.
– Про письма – правда. У меня есть акция «Письмо от писателя». Каждый мой читатель может получить такое письмо-сюрприз, написанное настоящими чернилами и пером. Родителям всего лишь надо сообщить адрес, имя и возраст ребёнка. Но в послании будут только добрые слова от писателя. Предпочтения и пожелания ребята могут высказать на моих встречах. Именно так родилась серия книг «Собиратели Магических Древностей».
– И всё-таки, если не секрет, какие темы сейчас волнуют детей?
– Сложный вопрос. Основная проблема в том, чтобы вообще привлечь ребёнка к чтению. Гаджеты и нежелание родителей заниматься детьми многое усложняют. Но современные ребята мало чем отличаются от своих предшественников. Они всё так же хотят приключений, волшебства, удивительных открытий и путешествий не только по разным экзотическим странам, но и в иные времена. Сейчас у них вот бум зомби, аниме и манги, девочек с оружием и магическими зельями. Но у меня своя тематика. Стараюсь следовать давним традициям детской литературы, где возможно всё, кроме крови, неизбывных и мрачных взрослых проблем и победы зла.
– Было время, на белорусском радио Вы вели литературно-музыкальную программу «Музыка і пачуцці», где на фоне классической музыки читали свои миниатюры. Расскажите, как родилась эта программа.
– Не только свои зарисовки, но и произведения Павлюка Труса и Максима Богдановича. А зародилась именно из классической и старобелорусской средневековой музыки. Все мы, чего уж тут скрывать, подвержены сплину. Мне посоветовали слушать классику и записывать образные ассоциации, вызываемые ею. Так появились тексты, так ладно укладывающиеся на музыку великих композиторов, что это даже оказывает на других людей успокаивающий терапевтический эффект. Это древнее искусство – гармонично соединять музыку и слова, не правда ли? А раз я не поэт и рифма мне не даётся, то использую иные способы достижения этой гармонии.
– Над чем работаете сейчас?
– Над серией «Собиратели Магических Древностей». Предположительно, она будет состоять из трёх или четырёх книг. Это особый мир магии, приключений, взросления главных героев с разных континентов, вдруг обнаруживших, что за ними ведут охоту и пытаются переманить на свою сторону неведомые силы из иной реальности.
– Не могу не спросить, что для Вас представляет здоровый образ жизни?
– Вы не поверите, но год назад при росте 162 см мой вес составлял 80 кг. Это очень много и очень плохо для здоровья. Я взял себя в руки, сцепил зубы и вышел на стадион. Попутно исключил из рациона сладкое (которое очень люблю) и выпечку (люблю не меньше). Каждый день – это преодоление лени, расслабленности. Вообще, активный образ жизни для многих – что та Голгофа, вынуждающая подниматься с дивана.
Так что спорт – это мой способ поддерживать форму, не запускать себя. Придерживаюсь рекомендации совершать не менее 10 тыс. шагов в день. В любую погоду гуляю на свежем воздухе. А ещё считаю, что не надо стесняться обращаться к специалистам. Они учтут ваши индивидуальные особенности и всегда дадут рекомендации по любой проблеме.
Кстати, я стараюсь, чтобы мои герои тоже осознавали важность здорового образа жизни. В частности, в книге «Странный город мадам Бри» главный герой мальчик Вася на своём опыте убедился, что лишний вес – лишние хлопоты и проблемы.
– Я знаю, что Вы выступаете за употребление экологически чистых продуктов, а ещё очень любите готовить.
– Не просто люблю, а безумно люблю. Особенно выпечку, пироги. Но приходится себя ограничивать, а то, кажется, приготовил бы столько, что можно было бы накормить роту. Но сейчас, увы, надо соблюдать режим питания. А это самые разные каши с клетчаткой и отрубями, нежирные супы, овощи и мясо на пару, рыба, фрукты, творог, несладкий йогурт, выпечка на основе овсяных хлопьев. При определённой фантазии даже диетическое питание можно сделать ярким и вкусным благодаря правильно подобранным продуктам и травам.
– Новогоднее пожелание читателям.
– Не дружить с диваном и сладкими блюдами. Опять-таки не терять веры в себя. Быть оптимистом. Это универсальные вещи. Нельзя позволить слабостям командовать вами. Вы хозяин своего тела. Не щадите его! Не жалейте! Трудно бегать? Поначалу можно просто ходить, постепенно увеличивая продолжительность прогулок. И всегда помните слова Пьера Буаста: «Бедность идёт по пятам за ленью, а болезнь – за невоздержанностью».
ецепт от Сергея Климковича
Есть много лёгких и весьма изысканных рецептов, которые усладят даже самый взыскательный вкус. На самом деле даже простое блюдо может стать украшением праздничного стола. И при этом не потребует ни особых навыков, ни необычных продуктов.
Одно из таких блюд – филе Le Cordon Blue. Очаровательная лёгкость этого рецепта вдохновит даже совсем не умеющих стряпать. А французский шарм придаст изысканности.
На 8 порций:
4 филе куриных грудок;
8 тонких кусочков ветчины;
8 ломтиков сыра (какой нравится);
100 г панировочных сухарей;
2 яйца;
2 ст. ложки муки;
оливковое масло;
шампиньоны;
несколько веточек петрушки;
соль и перец по вкусу.
Филе само по себе крупное. Его придётся разрезать вдоль на две равные части. Должно получиться 8 кусочков, которые надо отбить молоточком до равномерной толщины. Слегка посолите и поперчите филе. Грибы порежьте пластинками и обжарьте на небольшом количестве оливкового масла. Остудите.
Положите на филе кусочки ветчины, грибы, сыр и измельчённую петрушку. Аккуратно сверните в рулетик. Обваляйте в муке. Обмакните в слегка взбитые с солью яйца. Обваляйте в панировочных сухарях.
Положите на противень, смазанный оливковым маслом, и отправьте в разогретую до 200 °С духовку примерно на 25 минут, до готовности (должна появиться хрустящая румяная корочка).
Подавать можно с любым гарниром или как самостоятельную горячую закуску. Поджаристое филе, ветчина, сыр, грибы и петрушка создают единую симфонию вкуса. Приятного аппетита!
ЕКАТЕРИНА СОРОКА
ФОТО из архива СЕРГЕЯ КЛИМКОВИЧА