Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Приносить пользу обществу – мой принцип

Жить на полную катушку, радовать окружающих неземным творчеством и покорять вершины – девиз нашего харизматичного гостя, ханг-музыканта, поэта и фотографа Александра Зимина. «Барьеры существуют только у нас в голове», – убеждает он, и как не поверить тому, кто с диагнозом «детский церебральный паралич» лихо ездит на велосипеде, умеет водить машину в экстремальных условиях и каждый день доказывает миру, что невозможное возможно.

– Александр, простите за несколько некорректный вопрос, но легко ли жить с таким заболеванием?

– Нормальный вопрос. Некорректный – это если бы Вы спросили: «Ты уже перестал пить коньяк по утрам или нет?» (Смеётся.) Так что всё ок. От своего заболевания и всего, что с ним связано, не убежишь. Наоборот, я считаю, чем чаще эта тема озвучивается, тем проще коммуникация между людьми с ДЦП и здоровыми. Появляется понимание, с какими проблемами мы сталкиваемся. Жить нелегко, конечно. Особенно в юности, когда ещё нет характера, закалки для постоянной борьбы за своё место в этом мире. К сожалению, многие сдаются, смиряясь с тем, что даёт государство, общество, окружение. «Ты пенсию получаешь, что тебе ещё нужно?» – привычная логика. И если понимаешь, что тебе нужна настоящая жизнь, а не существование – будь готов отстаивать своё мнение.

– Насколько трудно устроиться на работу?

– Зависит от того, чем конкретно ты хочешь заниматься. Чем активнее твой образ жизни, тем труднее. Лет в 20 я увлёкся общественной деятельностью и в последующие годы кем только ни был: внештатным инспектором Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, активистом общественной организации инвалидов, активистом велодвижения, состоял в поисково-спасательных отрядах. Перепробовал множество профессий: работал в отделе комплексных автоматизированных систем управления «ГродноЭнерго», реставрировал гродненскую Лестницу влюблённых и мост между замками, был пятновыводчиком, помощником промышленного альпиниста, собирал корпусную мебель, расклеивал рекламу и т. д. Что-то получалось лучше, что-то хуже, но везде старался делать всё качественно.

Да, вот ещё… Одно из ключевых условий при устройстве на работу – прохождение медкомиссии. Врачи в первую очередь опираются на показатели нормы и не всегда учитывают реальные возможности человека. Например, хотел поработать водителем, даже получил права. Учился, кстати, в обычной автошколе. Поблажек никаких не было. Более того, занятия проходили зимой, поэтому я получил хорошую практику по управлению автомобилем в сложных ситуациях. Потом, уже для себя, окончил курсы контраварийного вождения в экстремальных условиях.
Езди себе на здоровье, казалось бы. Но спустя три года Республиканский научно-практический центр экспертизы и реабилитации забрал водительскую справку, постановив, что я больше не годен к управлению транспортным средством. И это несмотря на заключение, выданное в отделении неврологии Гродненской больницы, удостоверяющее обратное. Я не сдался и попытался отвоевать права. Обращался в разные инстанции, в том числе в СМИ, повторно проходил медкомиссию, но РНПЦ остался непреклонным.

– Вы упомянули, что работали в поисково-спасательном отряде. Как там оказались?

– Жизнь и безопасность человека всегда были важны для меня. Да и приносить пользу обществу, а не существовать за его счёт – это мой принцип. В юности мечтал поработать в МЧС, но из-за инвалидности об этом не могло быть и речи. В 2015-м, когда жил в Москве, попал в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» и понял, что искать пропавших людей – однозначно моё. Вернувшись в Гродно, узнал об отряде оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации Белорусского Общества Красного Креста, который предоставлял больше возможностей.

Там требовалась определённая психологическая, физическая и информационная подготовка, которая как раз у меня имелась благодаря богатому жизненному опыту. Я немало путешествовал, предпочитая автостоп и дикий туризм, не раз приходилось оказывать медицинскую помощь вдали от цивилизации, ориентироваться в сложных условиях, питаться подножным кормом. Походные условия, мокрая палатка, унесённые рекой вещи, направления вместо дорог – не проблема для меня, я не теряюсь вне зоны комфорта.

– А Вы участвовали в поисках? Как это происходит?

– Не раз – и в России, и в Беларуси. Поскольку вариантов множество, конкретизируем ситуацию: бабушка ушла из деревни в лес за грибами и пропала. Даём информацию команде. Выезжаем. Собираемся штабом возле её дома или в каком-то обозначенном месте рядом. Если присутствуют представители местных властей и милиция, то работаем вместе. Получаем все данные: где видели в последний раз, внешний вид, во что одета, возможные проблемы со здоровьем и т. д. И начинаем прочёсывать местность. Тут много нюансов, на которые нужно обращать внимание. Человек может быть дезориентирован, может потерять сознание, упасть в яму, и его не будет видно (такие места нельзя пропускать). Может не уметь пользоваться компасом на телефоне, или аккумулятор успел разрядиться. Может быть экипирован, как любят многие грибники, в камуфляж или тёмную одежду. Родным и знакомым, которые едут на «тихую охоту», всегда рекомендую надевать светоотражающую жилетку.

Всякое случается, и ко всему нужно быть готовым. В том числе к травмам, шоку и иным последствиям. Поэтому волонтёры обычно проходят дополнительные курсы и тренинги. У меня за плечами, к примеру, курсы оказания первой доврачебной и психологической помощи. И то и другое не единожды пригодилось на улицах города.

– А потом Вы стали ханг-музыкантом.

– Музыка – часть меня с самого детства. Хотя у меня нет профобразования, я пишу инструментальную музыку на фортепиано, играю на разном уровне на ударных, клавишных, пимаке (индейской флейте любви), гитаре, ханге и др. С 1991 года в авторской песне: и мелодии сочиняю, и тексты. Лауреат международного бардовского фестиваля «Зелёный Гран-при» (Гродно) и не раз брал дипломы других фестов.

Уличная музыка была осознанным выбором, хоть и не простым. Я познакомился с хэндпаном (перкуссионным музыкальным инструментом, прим. авт.) на улицах Вильнюса и влюбился в него, а пару лет спустя в один прекрасный день супруга предложила его купить: «Будешь играть в своё удовольствие». Не откладывая в долгий ящик, я начал искать недорогой б/у инструмент. А потом поехал за ним в Москву.

– Ханг и хэндпан – это одно и то же?

– Ханг – зарегистрированная торговая марка изобретателей – швейцарской компании PANArt. Хэндпан – название инструмента. Меня он зацепил, как практически всех его поклонников, космическим внешним видом и фантастическим звучанием. А ещё свободой, с которой ассоциируется эта музыка.

– Да, хэндпан часто называют космической тарелкой. Легко ли быть её «пилотом»?

– Пилотом? Сложно, конечно. Прокладка курса до альфы Центавра, космические пираты, чёрные дыры – постоянные спутники профессии (улыбается). Трудности такие же, как при освоении любого другого инструмента. Когда я в первый раз взял свою «посудину» в руки – не смог извлечь ни одного звука. Это было очень неприятное открытие. Домой возвращался с тяжёлыми мыслями: «А стоит ли продолжать?» На моё счастье, близкие убедили, что всё получится. Важен правильный настрой, потому что в игре заложены элементы философии, психологии и даже мистики. Но если уж научились – это навсегда.

– А физические характеристики хэндпана (звук, тональность, материал) влияют?

– Значение имеет всё. От материала зависит, как долго можно будет пользоваться инструментом и как он будет звучать. От тональности, настроек звука – всё остальное. Хэндпан подбирается сугубо индивидуально, с учётом внутреннего ощущения «моё» и того, где и что будете играть, для какого окружения, с какой энергетикой. Холодный северный Pentatonic, глубокий Mystic или восточный SahaRian – совершенно разные инструменты по звучанию.

– Какой из них ближе Вам?

– Первым моим инструментом стал хэндпан в тональности Ре минор. Нордический. Я вообще люблю север и холод. Фамилией, наверно, продиктовано. (Улыбается.) Вторым же стал звонкий мажорный аппарат, подобранный в пару первому, чтоб можно было играть что-то повеселее на двух одновременно. Очень хочу Mystic – в его звуках просто тонешь.

– Хэндпан для Вас и хобби, и заработок. Как получилось это совместить?

– Довольно легко, так как изначальной целью покупки был заработок. Это тот самый случай, о котором Конфуций когда-то говорил: «Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Хэндпан и его звучание и есть часть моей жизни, часть меня.

– Ваша музыка частенько звучит на гродненских улицах. Где её можно послушать?

– Как и остальные уличные музыканты Гродно, выступаю на Пешеходке (улица Советская, прим. авт.), но когда-то играл и в Старом замке. Больше всего нравится на природе, особенно если удаётся собрать группу любителей релакса и отправиться в поход. Есть несколько проработанных маршрутов, которые я подумываю добавить в свой проект «Хэндпан в Гродно». Я к тому же фотограф, а кадры с «космической тарелкой» на фоне лесов и рек получаются шикарные.

– Расскажите подробнее про выступления в Старом замке.

– Это были первые два года моего проекта. Мне очень нравилось звучание хэндпана на территории замка. Да и атмосфера там особая. С улицами города не сравнить. Я просто пришёл с инструментом к директору историко-археологического музея Юрию Китурко и сказал, что хочу у них играть. Мы заключили официальный договор. Это было незабываемое время. Я всегда буду благодарен за возможность там работать и множество интереснейших знакомств. Потом началась реставрация, и я постепенно переехал на Пешеходку.

– А горожане как отнеслись к Вашему творчеству?

– Очень положительно. В первую очередь дети. Они самые восторженные слушатели (улыбается). Особенно, когда им даёшь поиграть, что является важной составляющей моего проекта. Нередко люди приезжают специально, чтобы послушать мою музыку и пообщаться – это невероятно приятно.

– Наверняка, Вы и в музыкальных конкурсах участвуете.

– В масштабном конкурсе участвовал пока только в 2018 году. Это был международный Handpan Battle в Москве, откуда вернулся со специальным призом жюри и зрительских симпатий. Летом 2019-го в качестве личного гостя организаторов побывал на Animara fest в Санкт-Петербурге, а в 2020-м никуда не смог вырваться из-за пандемии.

– Может быть, есть города или страны, которые хотели бы покорить?

– Покорение городов и стран – не то, к чему я стремлюсь в жизни. Зачастую признание зависит от факторов, не имеющих отношения к реальным достижениям: от количества денежных знаков, нужных знакомств, случайного попадания в струю, писка моды. К тому же это неблагодарное дело. Сегодня ты покоритель, а завтра тебя затмили школьники, которые крутят колпачки на авто, или рэпер, именующий себя средневековым оружием в виде шара с шипами.

Мне гораздо ближе покорение нашей планеты. И как инвалиду с ДЦП, который поставил себе цель доказать, что диагноз ничего не значит при большом желании жить на всю катушку, и как музыканту. Я мечтаю сыграть на своей «космической тарелке» на льдине посреди Северного Ледовитого океана, в пустыне, в горах. Там, где чувствуется дыхание планеты. Это и есть, на мой взгляд, истинное покорение. Покорение мира, который был до нас и будет, надеюсь, после, если мы его не уничтожим.

– И это, действительно, воодушевляющая цель. А как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

– Положительно. Я не курю, с трудом переношу табачный дым. Не употребляю алкоголь. Утро начинаю с разминки по разработанному мной комплексу, заряжающему энергией на весь день. В него входит много упражнений: от планки и элементов йоги до силовой тренировки. Очень люблю кататься на горном велосипеде по лесам, полям и вдоль рек. Там же брожу с фотокамерой, устраиваю всем желающим фотосессии на природе. Вообще при любой возможности стараюсь вырваться из города подышать чистым воздухом.

– А правда, что игра на хэндпане развивает мускулатуру?

– И не только мускулатуру. Игра на нём благотворно влияет на весь организм, улучшает моторику, чёткость и плавность движений. Кроме того, положительно действуют звуковые волны, частота инструмента. Хэндпан применяется в звуковой терапии, на сеансах по расслаблению, йоге, чайных церемониях.

– Пандемия COVID-19 обошла Вас стороной?

– Нет, в прошлом году я дважды переболел. Первый раз относительно легко, второй значительно тяжелее – после него пришлось уволиться из детской больницы, где работал дворником, потому что не мог выполнять свои обязанности. А потом последовали шесть месяцев постковида, которые стали тяжёлым испытанием как физически, так и психологически. Были моменты, когда казалось, что уже не выкарабкаюсь. Но поправился. В июле этого года привился «Спутником V».

– Традиционное пожелание читателям.

– Не тратьте время на ерунду. Не делайте из легко выполнимых желаний мечту всей жизни. Не ссорьтесь с теми, кого в любой момент можете потерять. Не останавливайтесь на достигнутом, даже если кажется, что находитесь на вершине успеха. И не будьте равнодушными. Поздравляйте и радуйтесь за тех, кто счастлив. Проявляйте участие к тем, у кого беда. Помогайте другим и принимайте помощь сами, если предлагают от всей души. Живите по максимуму, берите от этого мира лучшее.

Совет начинающему хэндпанмену.

Для начала прислушайся к себе и определись, чего ты хочешь и какова твоя цель. Выбирай инструмент надолго. Не экономь, не покупай «почти как дорогой, но недорогой» – скупой платит дважды. Живи позитивом, общайся со светлыми яркими людьми, принимай и дари добро. И постоянно совершенствуйся.

Блицопрос
– Жизненное кредо.
– Никогда не сдаваться. Быть на стороне правды и справедливости. Помогать всем, кто нуждается в помощи.
– Охарактеризуйте себя в трёх словах.
– Дождь, любовь, дорога.
– Есть ли у Вас табу?
– Они прописаны в Уголовном кодексе.
– Три самые важные вещи.
– Помнить прошлое. Жить настоящим. Верить в будущее.
– Любимое место в Гродно.
– Коложский парк.
– Любимый хангмен.
– Исполнительница из Японии – Юки Кошимото.
– Чтобы быть уличным музыкантом, надо…
– Помнить, что улица – твоя сцена, а каждый прохожий – зритель, который уже заплатил за билет.
– Мечта.
– «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный».
 
ЕКАТЕРИНА СОРОКА