Главное, это победа над собой
Вы часто катаетесь на велосипеде зимой? А на работу в это суровое время пробовали так добираться? Вальдемар Функ, помощник атташе по вопросам обороны при Посольстве ФРГ в Беларуси, ездит на велосипеде в любую пору года. Наш корреспондент встретился с отважным велосипедистом и выяснил, почему он выбрал такой вид передвижения и что его мотивирует участвовать в соревнованиях, требующих недюжинной подготовки и стойкости.
– Вы находитесь в прекрасной физической форме. Когда начали заниматься спортом?
– Когда меня призвали в армию, спорт был необходимой частью физической подготовки. А позже превратился в хобби. С одной стороны, нужно было держать себя в тонусе, с другой, соблюдать баланс, ведь у меня штабная работа – каждый день 8 часов я провожу в офисе. Очень повезло, что в служебное время нам предоставляют возможность заниматься спортом. Например, бегом. Он не требует определённой экипировки и дополнительной подготовки. Просто переодеваешься в удобную форму и бежишь. В любое время, в любом месте, в любую погоду.
Кроме того, я занимаюсь ездой на велосипеде, плаванием и периодически упражняюсь на турнике. Прошедшей зимой пару месяцев ходил на кроссфит (тренировки, включающие элементы гимнастики, тяжёлой атлетики, аэробики, гиревого спорта и других видов, прим. авт.). Что-то ещё попробовать пока не решался.
– Говорят, Вы ездите на велосипеде круглогодично.
– Для меня велосипед – это, в первую очередь, средство передвижения. Я начал ездить ещё в Германии, через 2–3 года после начала службы, но не ежедневно. Я жил тогда в 20 км от работы, поэтому получалось пару раз в неделю и только в летнее время. Позже меня перевели в другое место, и расстояние сократилось до 15 км. Сначала ездил летом каждый день, потом решил, раз уж добираюсь под дождём, почему бы не попробовать и в другую пору года. Со временем это стало привычкой.
– И всё-таки интересно, как Вам удаётся передвигаться зимой?
– Самая большая трудность – снегопад. Хотя здесь (в Минске, прим. авт.) быстро чистят тротуары. Но бывало, что ночью всё замело, и надо на неподготовленном велосипеде (без шипованной резины) ехать по сугробам. Опять же температура. При –15 °С пальцы замерзают в течение 10 минут. Можно наткнуться на гололёд, но, если ехать аккуратно и медленно, всё будет нормально. С велосипеда падал реже, чем летом.
– Вы не подготавливаете велосипед для зимних приключений?
– Нет. Велосипед, на котором я добираюсь до работы, летний и больше подходит для скоростных гонок. А ещё он более мобильный и удобный, на нём проще съезжать с бордюров, но для зимы я его совершенно не переделывал. Сейчас, кстати, приехал на универсальном велосипеде сына.
– Я бы, наверно, не решилась ездить в ненастье. Всё-таки велосипед может быть травмоопасным.
– При езде на велосипеде защиты, кроме шлема и щитков для спины и рук, как таковой и нет. Наколенники не используются из-за неудобства крутить педали. Если занимаешься более профессионально, готовишься к соревнованиям, то повышаешь скорость, и травмы неизбежны. Бо՛льшая скорость – больший уровень опасности. За последний год я падал раза три. К счастью, без серьёзных последствий, но пришлось залечивать «раны» (улыбается).
– В этом году Вы стали участником соревнований «Минский триатлон-2021». Почему решили попробовать?
– Триатлон – это комбинация из трёх видов спорта: плавания, велогонки и бега. А я как раз ими занимаюсь. Интерес представляла довольно-таки серьёзная дистанция. Хотелось понять, могу ли я её пройти. Я не тренируюсь профессионально. Поэтому одной из задач была проверка сил. Тут, как в марафоне, где нужно пробежать 40 км за определённое время. Главное, пройти испытание до конца.
– А какую дистанцию предпочли?
– В триатлоне есть возможность поучаствовать в чём-то одном. Но основная часть спортсменов участвует во всех трёх видах. Ты плывёшь, переодеваешься, садишься на велосипед, снова переодеваешься и уже спешишь на забег. Я прошёл 1/2 стандартной дистанции Ironman: плавание –1900 м, велогонка – 90 км, бег – 21 км.
– И каковы Ваши впечатления?
– Был немножко удивлён, потому что прошёл дистанцию быстрее, чем предполагал. Когда участвуешь почти 6 часов без остановки, чувствуешь удовлетворение от того, что ты справился. Это неплохой результат для меня. Самой сложной, наверное, была скоростная велогонка – из-за большой дистанции и продолжительности (около 3 часов). После неё тяжело дался бег.
– Не спорю, дистанция не из лёгких и требует серьёзной подготовки. Как Вы тренировались?
– Соревнования – это испытания на выносливость. Каждый преодолевает их за своё время, но предстоит передвигаться как минимум 6 часов без остановки и не в прогулочном темпе. К этому надо быть готовым. Поэтому, прежде всего, нужно выйти из привычного ритма: за 2,5–3 месяца до соревнований начинаешь интенсивно работать. Увеличиваешь скорость, расстояние. Но я каких-то жёстких планов не придерживался. Смотрел по ощущениям. Три-четыре раза в неделю уделял время езде и бегу, раз в неделю – бассейну. Заниматься каждый день нецелесообразно, потому что организм должен восстанавливаться. Последние занятия перед соревнованиями длились по 2,5–3 часа.
– В каких ещё спортивных мероприятиях Вы пробовали свои силы?
– Лет 20 назад участвовал в соревнованиях, дистанции которых были в 4 раза меньше минского триатлона. Совсем для начинающих. Также трижды принимал участие в марафоне и дважды в военном марше (за 4 дня надо было преодолеть 160 км).
Первый марафон прошёл в Москве. Его я тоже воспринимал как испытание: смогу ли я пробежать такое расстояние за определённое время. И для первого раза результат тоже был отличным – 42 км и 195 м (стандартная дистанция, прим. авт.) за 3,5 часа. Очень интересным был марафон, который проходил зимой на озере Байкал. Надо было перебраться с одного берега на другой по льду при температуре –10 °С. Третий бежал уже в Германии вместе с воинской частью. Оба марафона получилось одолеть примерно за 4 часа. Не знаю, за сколько бы сейчас справился, надо пробовать.
Первый военный марш прошёл в 1909 году. Чтобы собрать разрозненную Европу вместе, проводить такие марши было принято недалеко от немецкой границы – в голландском городе Неймеген. Мероприятие укоренилось, и его стали организовывать в других странах. Я участвовал дважды, один раз даже в юбилейном. Но это сложно: надо пройти ±40 км/день в полной выкладке (11–12 кг) – на четвёртый день чувствуешь себя так, словно по тебе трактор проехал.
– Но участие – это победа над собой?
– Да, это самый большой стимул. Испытание себя, соревнование с другими мотивируют и дают дополнительную энергию. Поэтому задумывался пройти полную дистанцию Ironman, но там требуется более тщательная и серьёзная подготовка. Возможно, в будущем попробую.
– Уже несколько лет Вы живёте в Беларуси. На Ваш взгляд, насколько в Минске можно реализовать свой спортивный потенциал?
– Вполне возможно. С первых дней живу недалеко от площади Победы, а там идеальные условия для тех видов спорта, которыми я занимаюсь. Совершаю пробежку и езжу вдоль Свислочи, рядом с велосипедной дорожкой есть несколько площадок с турниками. Рядом находится и бассейн. Хорошие условия.
– Как считаете, на достаточном ли уровне проводятся марафоны и другие подобные мероприятия в Минске?
– Соревнования проводятся регулярно. Дать оценку тому же триатлону не могу, потому что не с чем сравнивать – это моё первое мероприятие такого типа. Где-то чего-то не хватало, но я не уверен, что в других местах по-другому. Было бы неплохо уйти от разных транзитных зон (перемещаться между ними не совсем удобно). А так марафон в Беларуси вполне сравним по качеству с зарубежными мероприятиями такого типа.
– Отношение к спорту как части здорового образа жизни понятно. А что насчёт остального?
– Не скажу, что считаю калории, но пытаюсь следить за питанием. Особенно баланс белков, жиров и углеводов должен соблюдаться на тренировке. Всё перечислять не буду, это займёт много времени. До дневной тренировки, примерно часа за 1,5–2, обильно завтракаю, например, яичницей с беконом и чёрным хлебом. После тренировки могу съесть хлеб, овсяную кашу, творог или любые кисломолочные продукты, содержащие белок. Если занимаешься спортом, находишь необходимые продукты и сколько их нужно употреблять. Со временем это тоже становится привычкой. Жирные чипсы перед сном не ем (улыбается), но и отказываться от угощений, которые нравятся, например, от пирожных, не собираюсь. Если чего-то хочется, я могу себе это позволить.
Режим питания не всегда получается соблюдать. Например, из-за мероприятий, которые надо посетить по работе. Но стараюсь не ужинать поздно.
– А сон?
– Никак не получалось проследить за этим (улыбается). Понимаю, что полноценный сон важен, но вклинить его в подготовку-тренировку пока не могу. Редко ложусь до полуночи, но просыпаюсь рано, даже в выходной день. Спать по 5–6 часов – для меня норма.
– Сейчас непростое время из-за коронавируса. Вы столкнулись с этой болезнью?
– Да, пандемия – сложная штука, но, начиная с марта прошлого года удалось больше заниматься спортом, так как находился на свежем воздухе. К счастью, не болел. Поэтому для меня ковид, со спортивной точки зрения, стал преимуществом. Нас частично перевели на «удалёнку», и чтобы не сидеть в четырёх стенах, я старался больше двигаться.
– Вы сделали прививку?
– Посольство предоставило возможность. Из Германии доставили вакцину Johnson & Johnson. Каких-то побочных эффектов я не ощущал, только небольшую слабость пару часов, а так всё прошло без проблем.
– Что скажете скептикам?
– Честно говоря, не понимаю, чего они боятся. Всё равно, по сравнению с тем, что ты можешь заболеть и серьёзно пострадать, «побочки» от прививки (какие бы они ни были) и рядом не стояли.
– Традиционное пожелание для наших читателей.
– Больше двигайтесь и проводите время на свежем воздухе. В меру сил и возможностей, но это даёт колоссальную жизненную энергию. А дальше уж кто как с ума сходит (улыбается). Необязательно ездить на велосипеде зимой, можно попробовать что-то ещё.
Совет от Вальдемара Функа:
Вид спорта нужно подбирать индивидуально. Главное, заниматься им регулярно. А если решили, как и я, ездить на велосипеде, выберите для себя удобную спортивную модель. Я предпочитаю горный, потому что он вполне универсальный и удобный как для езды по тротуару, так и по бездорожью.