Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дмитрий Миронович: «Я не выбирал профессию, она сама меня нашла!»

Всё начинается с нас самих! С нашей готовности что-то делать, пробовать, а не ждать у моря погоды. В этом уверен и Дмитрий Миронович, учитель-методист физической культуры и здоровья, мастер спорта по гребле на байдарках и каноэ, тренер по общей физической подготовке, тренер образовательной площадки по подготовке специалистов фитнес-индустрии «Эволюция фитнеса» (EVOFIT). Побеседовали с ним о нейрогимнастике, преподавании в школе, проблемах физической активности учащихся.

– Дмитрий Владимирович, почему Вы выбрали профессию учителя физической культуры?

– Я её не выбирал, она сама меня нашла! (Смеётся.) На самом деле, почти всю свою жизнь я занимаюсь спортом. Начиная с VIII класса, когда всерьёз заинтересовался греблей. Стал усердно заниматься, завоёвывать призовые места. И как-то получилось, что оказался здесь (показывает на школьный спортзал. – Прим. авт.). Легко, без сопротивления. Мне нравится творческий процесс работы с людьми – идея, что у меня, как у педагога, достаточно средств, чтобы научить, передать знания о том, как наиболее эффективно для собственного здоровья использовать физическую культуру. Я же не только учитель, но и методист ИППК БГУФК, читаю лекции для тренерского состава, спортсменов. А ещё аспирант, готовлюсь защитить кандидатскую работу. Поэтому необходимой информацией владею отлично!

– Ваше жизненное кредо: «Чтобы начать, не нужен понедельник. Просто нужно подняться и сказать самому себе, что сегодня ты должен стать лучше, чем вчера!». Откуда черпаете силы?

– Из общения с людьми, обратной связи. Это даёт мощную мотивацию двигаться дальше. Например, приходит ко мне человек с определённой целью (исправить сколиоз), я тренирую его, наставляю и вижу колоссальный результат: получилось! Приятно, когда он со мной делится своими эмоциями и переживаниями. К тому же полезно любой результат работы рассматривать с положительной стороны. Плохой – это повод понять, в каком направлении двигаться, чтобы исправить ситуацию. А хороший – значит, есть, что совершенствовать, или пробовать что-то новое. Это тоже мотивирует!

– В чём секрет Вашего мастерства как педагога?

– Секреты не выдают! (Улыбается.) На самом деле в любой сфере деятельности, включая педагогическую, я придерживаюсь одного принципа: начинай что-то делать! Проявляй упорство! И учеников обучаю тому же. Лучше натворить ошибок, чем только сидеть и рассуждать, а как к этому лучше подойти! Хочешь чему-то научиться, пробуй! А дальше всё получится: где-то помогут, где-то подскажут, где-то сам поймёшь. Главное, не останавливаться!

– В одном материале Вы упомянули, что сейчас физический уровень учащихся невысок, что снижает показатели здоровья. Насколько эта проблема актуальна для нашей страны?

– Конечно, актуальна! Существует гиподинамия – нехватка движения, когда человек (учитель или ученик) большую часть дня проводит в сидячем положении. Как бы банально ни звучало: нет движения – нет здоровья, нет жизни! Чтобы в этом убедиться, можно, например, зайти на сайт Национального статистического комитета и поискать там данные. Я проводил исследование в 2016 году и взял три школы: № 161, 63 г. Минска и в Боровлянах. Заметил такую закономерность. Занятость детей с I по IV класс больше в тех кружках и секциях, в которых преобладает подвижность (спортивные, танцевальные), а не интеллектуальная направленность. С V по XI класс – наоборот. Увеличиваются школьные часы, прибавляется количество домашней работы, ребята начинают готовиться к экзаменам, тестированию. И, естественно, появляются проблемы со здоровьем.


– Вы не ограничиваетесь одной школьной программой, а добавляете в занятия инновационные методики. Например, элементы Миксфита.

– Я всё же придерживаюсь программы, за рамки выходить нельзя, но как педагог неограничен в выборе упражнений, которые будут более эффективными. Условно, в учебном плане есть приседания. Но их более 50 разновидностей, и в этом плане ограничений нет. На уроке физкультуры детям нельзя надеть перчатки и боксировать, но присесть, встать и сделать кик ногой можно. Это своего рода модификация.  

Что касается Миксфита (функциональной тренировки, направленной на комплексное развитие физических качеств), то он входит в факультативную программу. В школе он есть. Он необходим, чтобы задействовать все 5 физических качеств (силу, выносливость, быстроту, гибкость и ловкость). Поэтому вопрос о его пользе даже не стоит. Разнообразие = эффективность. Если же использовать какую-либо одну направленность (например, на уроке только играть в футбол), это может привести к деформации. Отсюда больше травм и проблем с опорно-двигательным аппаратом.

– Также Вы применяете BodyCombat (специализированную тренировку, разработанную на основе самых эффективных техник ряда единоборств). Насколько она интересна и полезна для детей?

– Как правило, использую в разминке. Служит средством мотивации, поднятия настроения. Детям нравится. Опять же, если подойти комплексно, с целью развития физических качеств. Например, бой с тенью (элемент тренировочного процесса в боевых искусствах, необходимый для изучения и закрепления ударов без партнёра. – Прим. авт.) в течение 20–30 секунд, затем отдых. Хорошая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Если кто-то из учеников посещает какую-то секцию, например, каратэ, прошу, чтобы он показал какие-то элементы в замедленном действии.

– При использовании тех же элементов Миксфита есть ли какие-либо ограничения? Скажем, по состоянию здоровья?

– Конечно. С этим всё серьёзно. Есть группы по состоянию здоровья: основная, подготовительная и СМГ (специальная медицинская группа. – Прим. авт.). Для каждой в программе прописаны свои требования. Но элементы функциональной тренировки включать можно. Например, нельзя бегать. Это очень широкое понятие. Как нельзя – быстро, медленно? Отсюда будут два разных упражнения: кто-то делает в ускоренном темпе, кто-то – в замедленном.

– Вы писали о системе упражнений для мозга (нейробике). Насколько важно на занятиях физкультурой не только развивать и поддерживать физическое здоровье, но и тренировать сознание?

– Движение всегда связано с мозгом. Если он недостаточно активен, то и остальные системы будут «притормаживать». Поэтому его важно тренировать. В нейробике, или нейрогимнастике, нет каких-то специальных методик и практик. Всё, что мы делаем, так или иначе с ней связано. Вытяните руку вперёд ладонью вниз. Попросите кого-нибудь сильно надавить на неё.


Сопротивление будет слабым. А теперь вытяните другую и кистью сделайте несколько раз «восьмёрку». Затем проведите пальцами этой же руки по направлению к ладони, дальше от неё. И попросите снова надавить на ладонь. Сопротивление будет гораздо сильнее. Несколько мелкомоторных движений, и активируются рецепторы, сигнал идёт в мозжечок, он активировал ретикулярную формацию, которая, в свою очередь, задействовала нужную часть тела. То есть руку. Это и есть нейробика.

– Используете ли что-либо ещё в своей работе?

– Я провожу уроки по индивидуальному запросу, связанному с опорно-двигательным аппаратом. Например, в начале года открылся кружок «Здоровая спина». Родители с радостью отправляют детей туда заниматься. Сейчас бесчисленное количество людей имеет проблемы с осанкой. Ученики, которые много времени проводят за партой, – не исключение. Приходят и индивидуально на консультации, если родители ставят какие-то задачи.

– Что учителю необходимо учитывать при создании плана занятий?

– Методика есть, её нужно лишь немного модифицировать, чтобы «замотивировать» ребёнка. Очень важно узнавать, что интересно ученикам, что им нравится делать, чему бы они сами хотели научиться. И исходя из этого подбирать упражнения. Но с учётом рекомендаций по здоровью! А также не забывать про разнообразие! Где-то учеников можно объединять в группы, где-то давать им индивидуальные нагрузки.

– Поделитесь с нами планами на будущее.

– Их много (улыбается). В следующем году хочу попробовать получить грант от Мингорисполкома, например. А ещё реализовать свой методический продукт в рамках нейробики. Я выступал с ним на научно-практической конференции и получил положительные отзывы. В течение урока дети должны играть и выполнять задания на разных карточках. Они все направлены на работу с вестибулярным аппаратом, мозжечком. Есть уже готовый семинар для учителя. Что даёт такое занятие? За 45 минут урока у ребёнка выравнивается осанка. Я бы хотел, чтобы эта программа стала хотя бы факультативной.

«В современном обществе на детей ложится огромная нагрузка. Молодой организм живёт в постоянном стрессе. Учащимся приходится выполнять много физической и интеллектуальной работы. Большую нагрузку испытывает нервная система ребёнка. При этом всё это происходит на фоне гиподинамии.

В связи с этим в организме наступает «сенсомоторная амнезия» (системы организма начинают «глючить»; организм забывает, как он умеет двигаться и просто качественно существовать, что еще больше усугубляет стрессовую ситуацию). <…>

Новизна моего опыта состоит в создании методической разработки «Нейроглюк», особенность которой – это глубокая интеграция движения и методик, направленных на тренировку элементов нервной системы с целью развития физических качеств и профилактики проблем ОДА».

– И я искренне желаю Вам в этом успехов! Не могу не спросить, что для Вас здоровый образ жизни?

– Знаете, здоровый образ жизни – это не только про «не пей, не кури, занимайся спортом». Это и о том, как прожить свою жизнь достойно! Быть Человеком! Построить прекрасные отношения, хорошо зарабатывать, финансовую подушку создать. Потому что деньги – это тоже необходимый ресурс. Условно, я заработаю, потрачу их на себя, своё здоровье, тем самым и я сам буду счастливым, и осчастливлю тех, кто рядом. Для меня ЗОЖ – это не стремление к идеалу, а реализация всех возможностей.

– Несколько рекомендаций для читателей.

– Первое – правильно дышите! Если вы сидите, наклонившись, куда легче дышать? В спину! Мозг это запомнит. И когда вы встанете, будете продолжать сутулиться. Если же вы выпрямитесь, расслабитесь и снова подышите, вы дадите другой сигнал, как нужно дышать. Тогда при ходьбе осанка будет ровной и красивой.

Второе – внимание на взгляд. Из-за того, что мы много сидим в телефоне, взгляд постоянно опущен вниз. Опять же это влияет на осанку, а та, в свою очередь, на всё остальное, включая самооценку и стрессоустойчивость. Если я всё время смотрю вниз – я горблюсь, поэтому необходимо смотреть вверх или прямо. Опять же, позвоночник выравнивается.
Третье – делайте наоборот. Используйте нерабочую руку, выйдите из автобуса на одну остановку раньше и прогуляйтесь пешком, двигайтесь спиной вперёд или приставным шагом. Побольше непривычных вещей. Это необходимо для улучшения памяти, работы мозга и хорошей физической подготовки. Добавьте разнообразия!


Мотивирующая история от Дмитрия Мироновича:
Это было в моей тренерской практике. Обратилась ко мне женщина. До 42 лет проработала мастером цеха на заводе. Получала зарплату 450 рублей. И решила, что хватит, пора что-то в своей жизни менять. Она нашла нашу образовательную площадку EVOFIT и нацелилась стать персональным тренером. Оплатила индивидуальное обучение, которое было на тот момент для неё очень дорогим. Да ещё и приходилось постоянно ездить в другой город. Я и ещё два тренера старались ей помочь, всему научить. Прошло время. Сейчас она признана лучшим тренером в своём родном городе Островце. Занимается пилатесом, пропагандирует подвесной тренинг, работает, как и хотела, персональным тренером. Как я уже и говорил, хотите чего-то добиться, начинайте действовать!


СТАТЬИ В ПОМОЩЬ
Предлагаем материалы Дмитрия Мироновича для разработки инновационных занятий по физической культуре и здоровью:
•    «Миксфит – функциональная тренировка» («Здоровый образ жизни», № 6/2019, с. 14–15).
•    «BODYCOMBAT – это круто» («Здоровый образ жизни», № 10/2019, с. 15–17).
•    «Секреты функциональной тренировки» («Здоровый образ жизни», № 5/2020, с. 11–13).
•    «Нейробика – тренируем сознание» («Здоровый образ жизни», № 7/2020, с. 12–15).
•    «Сенсорная интеграция и зрение» («Здоровый образ жизни», № 9/2022, с. 45–47).
•    «Зарядка для мозжечка» («Здоровый образ жизни», № 10/2022, с. 46–48).
•    «Петли TRX в школе и дома» («Здоровый образ жизни», № 3/2023, с. 44–45).

ЕКАТЕРИНА СОРОКА
ФОТО из архива Дмитрия Мироновича