Дмитрий Мазанов: «Разница между эндуро и ралли как между альпинизмом и марафонским забегом в горах»
Никогда не поздно найти мечту и следовать за ней. Белорусский
мотогонщик, обладатель Кубков Moto Rally Cup 2019–2021, многократный
призёр международных чемпионатов по бахе Дмитрий Мазанов знает об этом
не понаслышке. В 37 лет он приобрёл мотоцикл и отправился покорять
вершины – в прямом и переносном смысле.
– Дмитрий Борисович, свою
спортивную карьеру Вы начали с чемпионата Республики Беларусь по эндуро
Four Seasons в 2018 году. А как произошло Ваше знакомство с
мотоспортом?
– Я сдал на права в категории «А» (вождение
мототранспорта, прим. авт.) ещё в 2011 году, но до 2018-го у меня не
было собственного мотоцикла. Несколько раз мой лучший друг, отправляясь
на всё лето на море, оставлял мне свою дорожную Honda Gold Wing 1800 –
огромную «мотояхту», которая просто создана для комфортного перемещения
по хорошим дорогам на большие расстояния. Правда, были нюансы: в городе я
не мог похвастаться маневренностью, а также «всепролазностью»
транспортного средства. Поездка за город на шашлыки, например,
обернулась тем, что я застрял на тропинке в лесу и еле-еле вытащил этого
бегемота из ухаба.
Наша справка
Эндуро – спортивная мотодисциплина, связанная с ездой по пересечённой местности, «начинённой» разного рода препятствиями.
К
37 годам я твёрдо решил купить собственный байк. Несколько бессонных
ночей потратил на поиск в интернете идеального мотоцикла. И, как мне
казалось, нашёл. KTM 690 Enduro – этакий породистый жеребец с раллийными
корнями. В 2000-х на нём шесть лет подряд выигрывали ралли-рейд
«Дакар».
Приобрёл и сразу принялся выяснять предел
возможностей байка, в том числе и по бездорожью. Но первое приключение в
лесу было омрачено – над тропой, в 10 см от земли, нависло поваленное
дерево. Пока пытался его переехать, быстро понял: даже если у вас
мотостаж в 20 сезонов, на преодоление таких препятствий, как бревно,
овраг, грязь и песок, это не влияет. Я был уверен, что неплохо управляю
мотоциклом, но ошибался. Пришлось обучаться базовым вещам.
– И с чего начались Ваши занятия?
–
С YouTube. Смотрел видеоролики по эндуро, а затем применял на практике.
После двух месяцев такого самообучения (практически с нуля) я настолько
в себя уверовал, что решил принять участие в соревнованиях. На тот
момент единственным, что проводилось в нашей стране, был чемпионат Four
Seasons, проходивший в несколько этапов: зимой, весной, летом и осенью.
Я
уже знал, в чём разница между раллийным мотоциклом и для эндуро,
поэтому догадывался, что мой байк для этого совершенно не подходит. Но
организатор мероприятия заверил, что есть отдельный маршрут для
участников хобби-класса – лёгкая прогулочная трасса.
Лёгкая,
ага. (Смеётся.) Среди прочего был первый для меня серьёзный подъём в
гору. Снизу от страха он казался практически вертикальным и высотой с
пятиэтажное здание. Я был шокирован. Если это маршрут, рассчитанный на
любителя, то какие тогда преодолевают профессиональные мотоспортсмены?!
Тем не менее вспомнил всё, чему научился, и за три часа гонки смог
преодолеть два круга (каждый 7 км), заняв 3-е место в летнем этапе среди
тяжёлых мотоциклов.
– Испытали свои силы и решили стать профессиональным мотогонщиком?
–
Я тогда понял одну важную вещь: можно и нужно участвовать в
соревнованиях, чтобы повышать уровень мастерства и стремиться к
большему. Действительно, с этого момента я «заразился» гонками и стал
усиленно готовиться к осеннему этапу, на котором одержал победу в своём
классе, с огромным отрывом обойдя лидера прошлого этапа. Правда, тогда я
ещё не думал, что ударюсь в большой спорт. Смотрел видео с мировыми
звёздами мотокросса и эндуро и хотел хотя бы на четверть обладать их
умениями.
– До 2019 года Вы выступали в дисциплине эндуро, а после перешли в кросс-кантри ралли. Почему?
–
Как я уже говорил, у меня был мотоцикл, не отвечающий требованиям
эндуро. Чтобы стать профессионалом, надо было либо его менять, либо
найти более подходящие соревнования. Но в Беларуси таких не было. Даже
про ралли слышали разве что по телевизору, когда показывали МАЗ в
«Дакаре». Поэтому я стал рассматривать варианты в соседних странах.
Первой
моей раллийной гонкой стал чемпионат Baja Ukraine Grand Prix. Весь 2019
год выступал сразу в двух смежных дисциплинах. Разница между ними
примерно как между альпинизмом (эндуро) и марафонским забегом в горах
(ралли). В первом лесная трасса небольшой протяжённости, но изобилует
препятствиями: большими брёвнами, камнями, бродами, оврагами. А во
втором это всё встречается гораздо реже, зато трасса достигает
нескольких сотен километров. Кроме того, в ралли значительно выше
скорость движения – 140–160 км/ч, а в эндуро она едва превышает 30 км/ч.
Наша справка
Baja (баха) – спортивная мотодисциплина, ралли-рейд на короткую дистанцию.
Также
в кросс-кантри ралли (их ещё называют ралли-рейды) нужно самостоятельно
прокладывать дорогу с помощью «легенды» (дорожной книги – схемы
предстоящего маршрута с указанием километража и всей необходимой для
участников информацией от организатора, прим. авт.) и приборов, решая
различные дорожные «ребусы» (трасса не обозначена какими-либо
указателями, и нужно самостоятельно искать маршрут). Это добавляет в
состязания интеллектуальную составляющую.
Короче, в ралли я
смог конкурировать с молодыми спортсменами и начал показывать более
хорошие результаты, чем в эндуро. Поэтому выбор был очевиден.
–
Нашла о Вас такую информацию: «На СУ-2 он сильно побился, не вписавшись в
поворот, и уехал “рубить лес”. Одно дерево свалил мотоциклом (разбил
руль, навигационные приборы), второе – головой…». Звучит жутковато.
–
Это про Moto Rally Cup – 2019. (Смеётся.) Однако в тот раз ни одно
дерево серьёзно не пострадало, не считая ободранной коры. Немного
покосил кустарник, и только. Но мотоцикл постоянно приходится «ставить
на полный ход» (приводить в порядок, прим. авт.) в специально отведённое
время сервиса, чтобы можно было продолжить гонку на следующий день.
Более серьёзный, капитальный ремонт осуществляется в промежутках между
соревнованиями.
Что касается здоровья, серьёзных травм удаётся
избегать благодаря качественной экипировке и умению правильно падать,
приобретённому ещё в эндуро. За всё время было пару переломов пальцев и
куча ушибов (улыбается).
– Погодные условия, наверно, тоже добавляют проблем.
–
Они влияют в 100 % случаев. На одном и том же участке за один гоночный
день можно сначала наглотаться пыли, затем «вращаться волчком» под
ливнем, ничего не видя перед собой, а после того как земля подсохнет,
почувствовать идеальное сцепление с трассой.
Или когда выступаешь в
песчаных дюнах… Согласитесь, есть разница – прохлада и жара, при которой
ни организм, ни техника не выдерживают.
– Да уж… Колоссальный стресс. Как Вы к нему, кстати, адаптируетесь?
–
Жизнь – это сплошной стресс. Спорт как раз помогает с ним справляться.
Лучшая моральная подготовка – не накручивать себя заранее. Действую по
принципу «Пришёл, увидел, победил». Помогает сохранить спокойствие на
соревнованиях.
– Какие требования предъявляются к спортсменам-гонщикам?
–
Чаще всего квалификацию не проверяют, только документы (водительское
удостоверение, медицинскую справку, страховку здоровья, гоночную
лицензию от мотофедерации), экипировку и мотоцикл. Однако на особо
опасных гонках – таких как ралли «Дакар», где за 40 с лишним лет погибло
более 70 мотоциклистов, участников и членов команд поддержки, – решение
о допуске принимает специальная комиссия, которая тщательно изучает
достижения спортсмена на разных мировых чемпионатах. Кстати, я выступал в
Украине, России и Румынии.
– Кроме зарубежных, Вы также
неоднократно принимали участие в белорусских гонках. Насколько хорошо
организованы такие мероприятия у нас?
– Мотоспорт в нашей
стране малоразвит и не имеет достаточной поддержки со стороны
государства. Если у мотокросса есть хоть какие-то трассы и небольшое
количество тренеров, то эндуро в основном держится на энтузиазме самих
спортсменов. Но Four Seasons организован на довольно высоком уровне. На
него собираются лучшие гонщики из Беларуси и зарубежья. Помимо основных,
организаторы создают хобби-классы, тем самым предоставляя любителям
возможность попробовать свои силы. Многие из них со временем становятся
профи.
– Наслышана, что Вы являетесь организатором
любительских гонок «Rallyʼвые игры» по кросс-кантри ралли для мото- и
квадроциклов. Кто может принять в них участие?
– Провёл два
этапа в 2020 году до ограничений, введённых в связи с COVID-19. Цель –
популяризировать и развивать этот вид спорта в Беларуси. Участвовать
может любой, у кого есть возможность прикрутить смартфон или навигатор
на свой мотоцикл для установки приложения, имитирующего работу приборов в
ралли-рейде. С помощью него человек может почувствовать себя настоящим
гонщиком.
– Итак, мотоцикл должен соответствовать выбранной дисциплине.
– Если рассчитываете на победу, то да. В любых технических видах спорта выбор и подготовка техники влияют на результат. Например, для эндуро нужен мотоцикл класса hard-enduro: лёгкий (каждая сотня граммов на счету), крепкий, с большим дорожным просветом и ходом подвески, с достаточно мощным, но лёгким двигателем. Для ралли лучше иметь мотоцикл, который отличается большим топливным баком, ещё более мощным двигателем с увеличенным ресурсом, а главное – конструкцией («башней») в передней части байка для размещения раллийного оборудования: одометра, указателя курса, перемотки дорожной книги, приборов безопасности и судейства от организаторов соревнований.
– А как мотоцикл готовится к состязанию?
–
В первую очередь проводится регламентное обслуживание в зависимости от
затраченных мото-часов. Сюда относятся плановая замена технических
жидкостей, узлов и агрегатов. Также на предмет потёртостей, трещин,
протечек и люфтов проверяются провода, шланги, сальники, пыльники,
подшипники – бывает, что техника воспламеняется от замыкания в проводке
или утечки в шлангах. Нередко наблюдаю это на разных гонках.
– Бывали ли случаи, когда мотоцикл выходил из строя прямо на выступлении?
–
Конечно. Однажды я толкал его целых 5 км до финиша, чтобы вложиться в
норматив. Много раз доезжал с порванными шинами, без тормозов, без
сцепления, с другими серьёзными поломками. Потом ремонтировал и снова
стартовал на следующий спецучасток.
– Приходится ли Вам как спортсмену придерживаться определённого распорядка дня?
–
Не то чтобы я себя заставлял… Как-то само собой получается.
(Улыбается.) Благодаря физической нагрузке и занятиям на свежем воздухе
сон как у младенца. Какого-то специального рациона не придерживаюсь.
Употребляю мясо и овощи, стараюсь не налегать на чипсы, сладкое и
солёное. На соревнованиях из спортивного питания использую только
изотоник – от обезвоживания. Также делаю дополнительные
кардиотренировки, когда нет возможности ездить на мотоцикле. От безделья
у меня плохое самочувствие.
– Не могу не спросить, что для Вас является здоровым образом жизни.
–
Сон, физическая и умственная активность, полезное разнообразное
питание, высокая продолжительность жизни, конечно же, со своевременными
медицинскими обследованиями.
– Каковы планы на ближайшее время?
–
В первую очередь я серьёзно настроен на победу в ралли «Дакар». Также
хотел бы продолжить развивать данный вид спорта, устраивая свои
любительские соревнования «Rallyʼвые игры», а ещё разрабатывая и
производя специальное оборудование для мотогонок. Даже бренд свой
открыл.
– И напоследок традиционные пожелания читателям.
– Желаю найти своё спортивное увлечение, которое будет доставлять удовольствие и укреплять здоровье: катание на роликах, велосипеде, снегоходе, водных лыжах и др. Не бойтесь экстремальных видов спорта. От ушибов гораздо реже умирают, чем от ожирения и алкоголя.
ЕКАТЕРИНА СОРОКА
ФОТО: Из архива ДМИТРИЯ МАЗАНОВА