Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дмитрий Мазанов: «Разница между эндуро и ралли как между альпинизмом и марафонским забегом в горах»

Никогда не поздно найти мечту и следовать за ней. Белорусский мотогонщик, обладатель Кубков Moto Rally Cup 2019–2021, многократный призёр международных чемпионатов по бахе Дмитрий Мазанов знает об этом не понаслышке. В 37 лет он приобрёл мотоцикл и отправился покорять вершины – в прямом и переносном смысле.

– Дмитрий Борисович, свою спортивную карьеру Вы начали с чемпионата Республики Беларусь по эндуро Four Seasons в 2018 году. А как произошло Ваше знакомство с мотоспортом?

– Я сдал на права в категории «А» (вождение мототранспорта, прим. авт.) ещё в 2011 году, но до 2018-го у меня не было собственного мотоцикла. Несколько раз мой лучший друг, отправляясь на всё лето на море, оставлял мне свою дорожную Honda Gold Wing 1800 – огромную «мотояхту», которая просто создана для комфортного перемещения по хорошим дорогам на большие расстояния. Правда, были нюансы: в городе я не мог похвастаться маневренностью, а также «всепролазностью» транспортного средства. Поездка за город на шашлыки, например, обернулась тем, что я застрял на тропинке в лесу и еле-еле вытащил этого бегемота из ухаба.

Наша справка
Эндуро – спортивная мотодисциплина, связанная с ездой по пересечённой местности, «начинённой» разного рода препятствиями.

К 37 годам я твёрдо решил купить собственный байк. Несколько бессонных ночей потратил на поиск в интернете идеального мотоцикла. И, как мне казалось, нашёл. KTM 690 Enduro – этакий породистый жеребец с раллийными корнями. В 2000-х на нём шесть лет подряд выигрывали ралли-рейд «Дакар».

Приобрёл и сразу принялся выяснять предел возможностей байка, в том числе и по бездорожью. Но первое приключение в лесу было омрачено – над тропой, в 10 см от земли, нависло поваленное дерево. Пока пытался его переехать, быстро понял: даже если у вас мотостаж в 20 сезонов, на преодоление таких препятствий, как бревно, овраг, грязь и песок, это не влияет. Я был уверен, что неплохо управляю мотоциклом, но ошибался. Пришлось обучаться базовым вещам.

– И с чего начались Ваши занятия?

– С YouTube. Смотрел видеоролики по эндуро, а затем применял на практике. После двух месяцев такого самообучения (практически с нуля) я настолько в себя уверовал, что решил принять участие в соревнованиях. На тот момент единственным, что проводилось в нашей стране, был чемпионат Four Seasons, проходивший в несколько этапов: зимой, весной, летом и осенью.
Я уже знал, в чём разница между раллийным мотоциклом и для эндуро, поэтому догадывался, что мой байк для этого совершенно не подходит. Но организатор мероприятия заверил, что есть отдельный маршрут для участников хобби-класса – лёгкая прогулочная трасса.

Лёгкая, ага. (Смеётся.) Среди прочего был первый для меня серьёзный подъём в гору. Снизу от страха он казался практически вертикальным и высотой с пятиэтажное здание. Я был шокирован. Если это маршрут, рассчитанный на любителя, то какие тогда преодолевают профессиональные мотоспортсмены?! Тем не менее вспомнил всё, чему научился, и за три часа гонки смог преодолеть два круга (каждый 7 км), заняв 3-е место в летнем этапе среди тяжёлых мотоциклов.

– Испытали свои силы и решили стать профессиональным мотогонщиком?

– Я тогда понял одну важную вещь: можно и нужно участвовать в соревнованиях, чтобы повышать уровень мастерства и стремиться к большему.  Действительно, с этого момента я «заразился» гонками и стал усиленно готовиться к осеннему этапу, на котором одержал победу в своём классе, с огромным отрывом обойдя лидера прошлого этапа. Правда, тогда я ещё не думал, что ударюсь в большой спорт. Смотрел видео с мировыми звёздами мотокросса и эндуро и хотел хотя бы на четверть обладать их умениями.

– До 2019 года Вы выступали в дисциплине эндуро, а после перешли в кросс-кантри ралли. Почему?

– Как я уже говорил, у меня был мотоцикл, не отвечающий требованиям эндуро. Чтобы стать профессионалом, надо было либо его менять, либо найти более подходящие соревнования. Но в Беларуси таких не было. Даже про ралли слышали разве что по телевизору, когда показывали МАЗ в «Дакаре». Поэтому я стал рассматривать варианты в соседних странах.

Первой моей раллийной гонкой стал чемпионат Baja Ukraine Grand Prix. Весь 2019 год выступал сразу в двух смежных дисциплинах. Разница между ними примерно как между альпинизмом (эндуро) и марафонским забегом в горах (ралли). В первом лесная трасса небольшой протяжённости, но изобилует препятствиями: большими брёвнами, камнями, бродами, оврагами. А во втором это всё встречается гораздо реже, зато трасса достигает нескольких сотен километров. Кроме того, в ралли значительно выше скорость движения – 140–160 км/ч, а в эндуро она едва превышает 30 км/ч.

Наша справка
Baja (баха) – спортивная мотодисциплина, ралли-рейд на короткую дистанцию.



Также в кросс-кантри ралли (их ещё называют ралли-рейды) нужно самостоятельно прокладывать дорогу с помощью «легенды» (дорожной книги – схемы предстоящего маршрута с указанием километража и всей необходимой для участников информацией от организатора, прим. авт.) и приборов, решая различные дорожные «ребусы» (трасса не обозначена какими-либо указателями, и нужно самостоятельно искать маршрут). Это добавляет в состязания интеллектуальную составляющую.

Короче, в ралли я смог конкурировать с молодыми спортсменами и начал показывать более хорошие результаты, чем в эндуро. Поэтому выбор был очевиден.

– Нашла о Вас такую информацию: «На СУ-2 он сильно побился, не вписавшись в поворот, и уехал “рубить лес”. Одно дерево свалил мотоциклом (разбил руль, навигационные приборы), второе – головой…». Звучит жутковато.

– Это про Moto Rally Cup – 2019. (Смеётся.) Однако в тот раз ни одно дерево серьёзно не пострадало, не считая ободранной коры. Немного покосил кустарник, и только. Но мотоцикл постоянно приходится «ставить на полный ход» (приводить в порядок, прим. авт.) в специально отведённое время сервиса, чтобы можно было продолжить гонку на следующий день. Более серьёзный, капитальный ремонт осуществляется в промежутках между соревнованиями.

Что касается здоровья, серьёзных травм удаётся избегать благодаря качественной экипировке и умению правильно падать, приобретённому ещё в эндуро. За всё время было пару переломов пальцев и куча ушибов (улыбается).

– Погодные условия, наверно, тоже добавляют проблем.

– Они влияют в 100 % случаев. На одном и том же участке за один гоночный день можно сначала наглотаться пыли, затем «вращаться волчком» под ливнем, ничего не видя перед собой, а после того как земля подсохнет, почувствовать идеальное сцепление с трассой.
Или когда выступаешь в песчаных дюнах… Согласитесь, есть разница – прохлада и жара, при которой ни организм, ни техника не выдерживают.

– Да уж… Колоссальный стресс. Как Вы к нему, кстати, адаптируетесь?

– Жизнь – это сплошной стресс. Спорт как раз помогает с ним справляться. Лучшая моральная подготовка – не накручивать себя заранее. Действую по принципу «Пришёл, увидел, победил». Помогает сохранить спокойствие на соревнованиях.

– Какие требования предъявляются к спортсменам-гонщикам?

– Чаще всего квалификацию не проверяют, только документы (водительское удостоверение, медицинскую справку, страховку здоровья, гоночную лицензию от мотофедерации), экипировку и мотоцикл. Однако на особо опасных гонках – таких как ралли «Дакар», где за 40 с лишним лет погибло более 70 мотоциклистов, участников и членов команд поддержки, – решение о допуске принимает специальная комиссия, которая тщательно изучает достижения спортсмена на разных мировых чемпионатах. Кстати, я выступал в Украине, России и Румынии.

– Кроме зарубежных, Вы также неоднократно принимали участие в белорусских гонках. Насколько хорошо организованы такие мероприятия у нас?

– Мотоспорт в нашей стране малоразвит и не имеет достаточной поддержки со стороны государства. Если у мотокросса есть хоть какие-то трассы и небольшое количество тренеров, то эндуро в основном держится на энтузиазме самих спортсменов. Но Four Seasons организован на довольно высоком уровне. На него собираются лучшие гонщики из Беларуси и зарубежья. Помимо основных, организаторы создают хобби-классы, тем самым предоставляя любителям возможность попробовать свои силы. Многие из них со временем становятся профи.

– Наслышана, что Вы являетесь организатором любительских гонок «Rallyʼвые игры» по кросс-кантри ралли для мото- и квадроциклов. Кто может принять в них участие?

– Провёл два этапа в 2020 году до ограничений, введённых в связи с COVID-19. Цель – популяризировать и развивать этот вид спорта в Беларуси. Участвовать может любой, у кого есть возможность прикрутить смартфон или навигатор на свой мотоцикл для установки приложения, имитирующего работу приборов в ралли-рейде. С помощью него человек может почувствовать себя настоящим гонщиком.

– Итак, мотоцикл должен соответствовать выбранной дисциплине.

– Если рассчитываете на победу, то да. В любых технических видах спорта выбор и подготовка техники влияют на результат. Например, для эндуро нужен мотоцикл класса hard-enduro: лёгкий (каждая сотня граммов на счету), крепкий, с большим дорожным просветом и ходом подвески, с достаточно мощным, но лёгким двигателем. Для ралли лучше иметь мотоцикл, который отличается большим топливным баком, ещё более мощным двигателем с увеличенным ресурсом, а главное – конструкцией («башней») в передней части байка для размещения раллийного оборудования: одометра, указателя курса, перемотки дорожной книги, приборов безопасности и судейства от организаторов соревнований.


– А как мотоцикл готовится к состязанию?

– В первую очередь проводится регламентное обслуживание в зависимости от затраченных мото-часов. Сюда относятся плановая замена технических жидкостей, узлов и агрегатов. Также на предмет потёртостей, трещин, протечек и люфтов проверяются провода, шланги, сальники, пыльники, подшипники – бывает, что техника воспламеняется от замыкания в проводке или утечки в шлангах. Нередко наблюдаю это на разных гонках.

– Бывали ли случаи, когда мотоцикл выходил из строя прямо на выступлении?

– Конечно. Однажды я толкал его целых 5 км до финиша, чтобы вложиться в норматив. Много раз доезжал с порванными шинами, без тормозов, без сцепления, с другими серьёзными поломками. Потом ремонтировал и снова стартовал на следующий спецучасток.

– Приходится ли Вам как спортсмену придерживаться определённого распорядка дня?

– Не то чтобы я себя заставлял… Как-то само собой получается. (Улыбается.) Благодаря физической нагрузке и занятиям на свежем воздухе сон как у младенца. Какого-то специального рациона не придерживаюсь. Употребляю мясо и овощи, стараюсь не налегать на чипсы, сладкое и солёное. На соревнованиях из спортивного питания использую только изотоник – от обезвоживания. Также делаю дополнительные кардиотренировки, когда нет возможности ездить на мотоцикле. От безделья у меня плохое самочувствие.

– Не могу не спросить, что для Вас является здоровым образом жизни.

– Сон, физическая и умственная активность, полезное разнообразное питание, высокая продолжительность жизни, конечно же, со своевременными медицинскими обследованиями.

– Каковы планы на ближайшее время?

– В первую очередь я серьёзно настроен на победу в ралли «Дакар». Также хотел бы продолжить развивать данный вид спорта, устраивая свои любительские соревнования «Rallyʼвые игры», а ещё разрабатывая и производя специальное оборудование для мотогонок. Даже бренд свой открыл.

– И напоследок традиционные пожелания читателям.

– Желаю найти своё спортивное увлечение, которое будет доставлять удовольствие и укреплять здоровье: катание на роликах, велосипеде, снегоходе, водных лыжах и др. Не бойтесь экстремальных видов спорта. От ушибов гораздо реже умирают, чем от ожирения и алкоголя.


ЕКАТЕРИНА СОРОКА
ФОТО: Из архива ДМИТРИЯ МАЗАНОВА