«Сузор'е» народных танцев
Не все ребята любят физкультуру, тренажёрный зал и спортивные игры. Как же тогда привлечь их к физической активности? Предложите им заняться танцами. Ведь это всё те же прыжки, приседания, ходьба, повороты и наклоны, только под музыку и в красивых костюмах. К тому же у каждого танца свой эффект: румба, ча-ча-ча и джайв облегчают борьбу с лишним весом, улучшают осанку и повышают уверенность в себе, степ развивает равновесие и координацию, беллиданс подтягивает мышцы спины и живота. А народные танцы… Впрочем, пусть лучше о них расскажет Людмила Евченко, руководитель образцового хореографического ансамбля «Сузор’е».
Досье
Образцовый хореографический ансамбль «Сузор’е» был организован в 1998 году на базе минской средней школы № 121 для приобщения и привития любви и уважения учащихся от 6 до 17 лет к белорусской национальной культуре и культуре стран Содружества. С 2007 года ансамбль носит почётное (и неоднократно подтверждённое) звание образцового.
На текущий день репертуар коллектива на 90 % состоит из белорусской программы, однако есть танцевальные номера и народов других государств: России, Украины, Болгарии, Молдавии, Израиля и пр. Ансамбль активно ездит с выступлениями по всей стране и известен за её пределами.
– У народных танцев большой воспитательный потенциал. Судите сами: изначально в нашем ансамбле занималось три пары ребят, но уже через год, когда дети «распробовали», их количество увеличилось до 40 человек. Сейчас постоянный состав около 60 участников. Несмотря на насыщенный график (в году может быть до 300 выступлений – представляете, сколько это репетиций?) и высокие требования (я строгий учитель – спросите любого в нашей школе), от желающих отбоя нет. Конечно, отчасти причина такой популярности в подходе к созданию хореографических постановок: каждая – это интересная сказка со своим сюжетом, костюмами, музыкой... За 25 лет деятельности ансамбля мы подготовили около 100 уникальных танцевальных номеров.
Интересно
Костюмы для постановок Людмила Евченко создаёт фактически в одиночку. Отсутствие профессионального образования дизайнера одежды компенсируется природным чутьём и творческой смекалкой: «Я придумываю эскиз – со всей вышивкой, украшениями, пуговками, потом раскраиваю, вырезаю детали для декора, прикалываю к манекену, фотографирую и отправляю результат маме одного из наших бывших танцоров. А она уже запускает производство.
Спонсоров у ансамбля нет, поэтому ткани, нитки, кожу (на сапоги и туфельки) приходится искать самим. По понятным причинам стараемся найти баланс между дешевизной и качеством».
– Но в основном у нас так много последователей, потому что мы – одна большая семья. Я стараюсь окружить каждого ребёнка заботой, любовью и вниманием. У нас занимаются ребята из семей с разным уровнем достатка и воспитанием. Есть, и с каждым годом, к сожалению, их количество всё увеличивается, дети из сложных, неблагополучных, неполных семей – таких тем более надо поддерживать. В некоторых случаях танцы – это единственное, что не даёт им скатиться по наклонной…
– Не хулиганят?
– Почему же… Поначалу, бывает, и дерутся, и сквернословят, но доброе слово и созидательная сила танцев, музыки побеждают. Был, например, мальчик, который всё воспринимал в штыки, кусался, царапался, кулаки в кровь разбивал, в общем, сложно было, однако сейчас его не узнать: и руку подаст, и костюмы поднесёт, и вещи. И таким теплом и благодарностью от него веет… Всё-таки у народных танцев по сравнению с современными есть неоспоримое преимущество – они учат правильному, красивому обращению с девочкой и окружающими в целом.
Первые успехи, аплодисменты зрителей, доброе отношение, ощущение своей важности, ценности, нужности – всё это окрыляет, даёт силы бороться. Повышает уверенность в себе. У ребёнка исправляется успеваемость, меняется в лучшую сторону поведение – зачем хулиганить, если привлечь к себе внимание, получить признание можно другим образом? На мой взгляд, народная хореография и танцы в целом являются неплохой альтернативой разным субкультурам вроде того же «ЧВК Рёдан».
Плюс я ещё дополнительно провожу беседы на разные темы: о профилактике курения, недопустимости употребления наркотиков, буллинге, толерантном отношении к людям с инвалидностью и психофизическими нарушениями и т. д. У нас, кстати, занимаются и детки с дефектами развития, но остальные всегда стараются им помогать, проявляют дружелюбие, поддерживают. Более того, мы как-то выступали в Германии в интернате для людей с тяжёлыми психофизическими нарушениями. Дети были под огромным впечатлением, но никто даже не подумал смеяться. Наоборот, кто-то плакал, ведь эти люди больше ничего, кроме своего интерната, никогда в жизни не увидят…
– А что ещё развивает народная хореография?
– Чувство ритма, музыкальный слух. В этом наши танцы, думаю, похожи на остальные. Вся музыка для выступлений создаётся на основе обработки и аранжировки народных мелодий профессиональными музыкантами, однако у нас никогда не используются песни. Народная хореография должна быть без слов – согласитесь, это странно, когда маленькие дети танцуют под могучий хор явно взрослых людей.
Когда-то в школьную программу входил замечательный предмет «Ритмика», направленный на развитие у учащихся умения владеть телом, гибкости, плавности движений и овладение основами хореографического искусства. Он во многом дополнял занятия физической культурой, позволял разнообразить двигательную активность детей и служил неплохой профилактикой гиподинамии. А сейчас одной физкультуры в школах недостаточно – ребята перестали проводить время на улице, предпочитая подвижным играм мобильные, компьютерные и интернет. Дети нуждаются в дополнительной физической активности, а где её взять? Такую, которая бы увлекала, развивала, помогала созидательно реализоваться?
Народная хореография как раз таки отвечает всем этим требованиям. А заодно оказывает благотворное воздействие на весь организм: улучшает осанку и укрепляет позвоночник, сердечно-сосудистую и нервную системы, поддерживает мышечный тонус, помогает бороться с лишним весом. Плотный репетиционный график дисциплинирует, учит распоряжаться своим временем, воспитывает волю и не оставляет ни единого шанса развитию депрессии.
– Наверно, родители гиперактивных детей особенно довольны: такие танцы являются хорошим способом обуздать неуёмную энергию отпрысков и направить её в правильное русло.
– Это так. А медлительные, замкнутые и пассивные ребята после занятий танцами становятся более энергичными, активными и смелыми. Превозмогание и положительные результаты в одном деле всегда дают силы справиться с другим. Например, с математикой. Чистая психология.
– Заниматься народными танцами могут все дети без исключения или всё же есть ограничения по здоровью?
– Для допуска к занятиям необходима справка от педиатра о том, что ребёнку разрешена хореография. Конечно, при серьёзных проблемах со здоровьем (тяжёлой бронхиальной астме, эпилепсии, врождённых пороках сердца и т. д.) лучше поберечься, однако в целом у народных танцев нет противопоказаний (из-за умеренной физической нагрузки и динамики движений). Опять же, можно составить щадящую индивидуальную программу и танцевать не на результат, а в своё удовольствие. Должен быть разумный подход.
Интересно
Танцы полезны не только юным, но и пожилым людям: аэробные упражнения, к которым относятся многие танцевальные движения, помогают обратить вспять процессы старения. Например, останавливают развитие старческого слабоумия, вызванного естественным снижением объёмов гиппокампа – участка мозга, отвечающий за кратковременную и долговременную память.
ЗОЯ СОЛОВЬЁВА