В ладу с самим собой, или равновесие творчества
Может ли умение сохранять равновесие у старших дошкольников повысить эффективность коррекционно-развивающей работы и превратить занятия в активный творческий процесс? Правда, интересный вопрос?
«Равновесие и творчество» – необычное сочетание понятий, не так ли? Но это только на первый взгляд.
И родители, и специалисты заинтересованы, чтобы дети с лёгкостью и радостью обучались в школе после окончания детского сада, уверенно принимали возможные поражения и победы, имея веру в собственные силы, без труда находили общий язык со сверстниками. Однако на сегодня немалое число дошкольников нуждается в проведении занятий, направленных на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (эмоции, чувства, настроение, сознательная саморегуляция поведения).
Не всегда применение коррекционно-развивающих игр позволяет достичь желаемого результата, и здесь на помощь могут прийти упражнения на равновесие (мозжечковая стимуляция) в сочетании с арт-технологиями.
Мозжечковая стимуляция – современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном развитии и сопутствующих проблем, связанных с эмоционально-волевой сферой. Этот метод предполагает применение различных упражнений на равновесие, потому что они содействуют улучшению и синхронизации работы обоих полушарий, стимулируют развитие функций мозжечка, который определяет скорость работы всего головного мозга.
Функции мозжечка:
• поддержание равновесия, прямохождения, координации движений, сенсорного восприятия;
• регуляция эмоций и внимание;
• ориентировка в пространстве и возможности освоения последовательности событий, способность к самоконтролю и планированию.
Любые упражнения на равновесие помогают улучшить взаимодействие вестибулярной, зрительной, кинестетической систем, способствуют развитию речи. В результате более эффективной работы головного мозга решаются проблемы, связанные с процессом анализа и обучения.
Элементы мозжечковой стимуляции полезны определённым категориям детей.
– С синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Например, характерной чертой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность. Дошкольники с данным синдромом могут продуктивно работать 5–15 мин, затем мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. Чтобы сохранить концентрацию внимания, дети с данной особенностью применяют адаптивную стратегию. Они активизируют центры равновесия с помощью двигательной активности, например, раскачиваясь на стуле.
– С быстрой утомляемостью.
– С особенностями эмоционально-волевой сферы (импульсивностью, раздражительностью, конфликтностью).
– С особенностями познавательной сферы (плохо запоминает/сравнивает/обобщает, имеет трудности в установлении логических связей).
– С задержкой формирования мелкой и крупной моторики.
Однако с осторожностью необходимо применять балансировочные доски в работе с дошкольниками с повышенной эпилептической готовностью, сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой.
Для работы над стимуляцией мозжечка применяют тренажёры, разработанные доктором Фрэнком Белгау. Это балансировочные доски, которые в свою очередь укреплены на округлой основе, что и заставляет балансировать в попытках удержать равновесие и при этом выполнять различные упражнения. Взрослый при этом поддерживает ребёнка и страхует его от падения.
Если необходимо стимулировать работу мозга, то простых упражнений на равновесие достаточно (качели, катание на скейтах, хождение по бровке, балансировочная доска). В этом случае специальная подготовка не нужна. Но при серьёзной коррекционно-развивающей работе балансировочная доска применяется с упражнениями из нейропсихологических (специальных психологических методик) или кинезиологических (движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие) комплексов.
Важно! Специальные коррекционно-развивающие занятия по мозжечковой стимуляции должен выполнять только специалист, прошедший сертифицированные обучающие курсы.
Чтобы сделать занятия на развитие равновесия более эффективными и увлекательными, в помощь привлекают арт-технологии (мандала-терапия, арт-терапевтическая песочница, метафорические ассоциативные карты).
Например, арт-терапевтическая песочница гармонично сочетается с коррекционно-развивающими занятиями по стимуляции мозжечка. Применение арт-терапевтической песочницы до упражнений на балансировочной доске способствует снятию психоэмоционального напряжения и помогает лучше концентрироваться при выполнении основных упражнении. В середине занятия может использоваться как плацдарм для нейрокоррекционных упражнений, а в завершении – помогает расслабиться и аккумулировать силы для дальнейшего времяпрепровождения в детском саду.
Таким образом, арт-терапевтическая песочница (в том числе мандала-терапия и метафорические ассоциативные карты) помогает решить широкий спектр задач: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, зрительно-пространственную ориентацию; обогащать словарный запас и развивать связную речь; развивать усидчивость, последовательность в достижении поставленных целей, чувство контроля своего поведения; развивать познавательную сферу и творческие способности; способствовать развитию адекватной самооценки и уверенности; помогать снять напряжённость и стабилизировать эмоциональное состояние, а также научиться понимать свои чувства и чувства других (отличная профилактика агрессии, чувства страха, обиды и т. д.).
При проведении занятия со специальными упражнениями на развитие равновесия в арт-терапевтической песочнице можно создавать мандалы и работать с метафорическими ассоциативными картами. Данные методы арт-технологий можно использовать самостоятельно в начале занятия, в его основной части и в завершении. Это также будет способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Можно с помощью бусин, пуговиц или иных природных материалов создавать мандалу на песке. Особенно мандала-терапия будет полезна для дошкольников с СДВГ, так как именно мандала-терапия помогает лучше почувствовать личные границы, что способствует развитию внутреннего самоконтроля и уважительного отношения к личному пространству окружающих.
Завершением занятия может служить заполнение собственных мандал (пайетками, природными материалами, бусинами, наклейками, рисунками), которые хранятся у специалиста. По окончании цикла он их возвращает дошкольникам как память о положительных эмоциях во время встреч и символ результата работы воспитанника. Это очень важно для детей, имеющих трудности в самоконтроле.
Ассоциативные метафорические карты могут являться прекрасной зарядкой для мозга и способствовать активизации мыслительной деятельности. Например, для этого можно перевернуть изображения тыльной стороной и предложить воспитаннику, выбирая карту за картой, придумать историю экспромтом, но при этом сохраняя логическую связь главной сюжетной линии.
Примерный план проведения занятия на развитие равновесия с применением арт-технологий (упражнения не должны вызывать переутомление).
1. До и после проведения занятий необходимо соблюдать питьевой режим, так как нехватка в организме воды ухудшает работу памяти и снижает способность к концентрации.
2. Так как физические упражнения помогают справиться со стрессом, полезны будут приседания или прыжки. При стрессе ухудшается работа всех познавательных процессов, и срабатывают защитные механизмы. Начинает включаться периферическое зрение: снижается способность смотреть прямо, также могут блокироваться все ранее успешно приобретённые и применяемые навыки и знания.
3. Упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения (из кинезиологических комплексов или дыхательные упражнения). Например, эффективно снимает психоэмоциональное напряжение у детей с СДВГ и помогает обрести им концентрацию внимания кинезиологическое упражнение «змейка». Для его выполнения необходимо скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе и постоять в таком положении некоторое время.
4. Самомассаж кольцами су-джок. Оказывает стимулирующее воздействие на развитие отдельных участков головного мозга, помогает снять напряжение и почувствовать границы собственного тела. Данный этап занятия можно проводить в арт-терапевтической песочнице.
5. Упражнения на балансировочной доске.
6. Упражнения из нейропсихологического комплекса или упражнения, направленные на развитие креативных способностей (рисование двумя руками линий, арт-терапевтическая песочница, МАК).
7. Игры, направленные на снятие психоэмоционального напряжения (арт-терапевтическая песочница, игры с орбизами и др.).
ОЛЬГА ПРОХОРЕНКО, психолог детского сада № 264 г. Минска