Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

История движения «Ролевиков»

В 1994 г. в Нескучном саду (Москва) произошло первое собрание поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкина на постсоветском пространстве. Последующие несколько встреч были,
по сути, этаким спонтанно образовавшимся клубом по обмену мнениями о тех или иных эпизодах, пока кто-то не предложил попробовать отыграть, как в театре, отдельные события
«Саги о кольце» и других книг Профессора. С этого и начался отсчёт истории движения «ролевиков».

Идея была воспринята с восторгом, и участники той эпохальной встречи принялись сооружать из подручных материалов реквизит: хоккейные палки превратились в оружие, шторы и старая одежда в костюмы, картон, куски пластика, фольга и прочее «что бог послал» – в доспехи. Разделились на команды и начали отыгрывать сцены из «Властелина колец», «Хоббита» и «Сильмариллиона», вовлекая в своё занятие всё новых и новых почитателей фэнтези в целом и Толкина в частности.

Поначалу основным контингентом стихийно сформировавшегося «хоббитятника», в дальнейшем ставшего основой для развития ролевого и реконструкторского движений, была молодежь от 14 до 25 лет. Да, были и взрослые, уже состоявшиеся люди (от 30 и старше), но их было немного.

МЕЧ И МАГИЯ

Спустя несколько лет кружок фанатов Толкина начал расслаиваться. Многих устраивало текущее положение дел: слёты-отыгрыши 1–2 раза в неделю (в выходные) с импровизированными костюмами, муляжами доспехов, деревянными мечами и «самопальными» эрзац-луками из лыж или новомодных текстолитовых пластин. Но были и те, кто считал, что такое убожество в экипировке делает её обладателей клоунами, особенно если пройтись в ней по городу. Поэтому «антуражники» стали собираться в стороне от основной массы, дружно играющей в «битву орков с эльфами», шить полноценные костюмы, беря за основу исторические аналоги и придумывая что-то своё.


На этом процесс разделения не закончился, и вскоре в среде «ролевиков» образовалось ещё несколько групп. Одним нравилось «отыгрывать» фэнтезийный антураж и созданий, другим же пришло в голову, что, раз можно играть во всяких эльфов и магов, то почему бы не начать «отыгрывать» реальные исторические события? Так среди «антуражников» молодёжного объединения любителей литературы и театральной самодеятельности «Нескучный сад» (к тому моменту стихийно возникшее сборище официально зарегистрировали в администрации города, избавив таким образом его членов от возможных проблем с милицией), выделилась группа исторических реконструкторов. Поначалу они «отыгрывали» только социальные аспекты истории, но впоследствии увлеклись реконструкцией (в рамках своих исторических периодов) холодного оружия и реально защищающей от него брони, переродившись в боевых исторических реконструкторов, иначе «рыцарей». В дальнейшем именно они составляли ядро малых объединений и клубов по интересам, вокруг которых уже собирались все остальные: менестрели, монахи, летописцы, знатные дамы и прочий люд Средневековья разных периодов.


РОЛЕВЫЕ КЛУБЫ МИНСКА

В итоге к концу 1990 – началу 2000-х гг. ролевые и реконструкторские клубы получили относительно широкое распространение на постсоветском пространстве. В большинстве крупных и средних городов появлялись разноформатные ролевые и историко-реконструкционные клубы (рыцарские ордена).

В Минске в это время они тоже были, хотя не всем удалось дожить до нынешних дней. Возможности участников порой были изрядно ограничены возрастом. Далеко не во всех
клубах хватало взрослых, способных стать костяком, вокруг которого собирались бы более молодые и менее опытные участники. Наиболее известные, крупные и старые минские рыцарские клубы:
• Рыцарский клуб «Орден Северного Храма». Был создан в 1996 г. и стоял у истоков реконструкторского движения на территории Беларуси.
Базировался в Минском государственном дворце детей и молодёжи, занимался военно-исторической реконструкцией средневековой Германии, участвовал в рыцарских
фестивалях и изредка выбирался на крупные исторически приближенные к реальным событиям игры.
• Минская уния «Меч и Ворон». Клуб был основан в 1997 г. и существует по сей день, занимаясь изучением и реконструированием военно-полевой жизни культур Италии и Германии периода Священной Римской империи.
• «Княжий гуф». Создан в 1999 г., занимался изучением и реконструкцией Великого княжества Литовского XIV–XVI вв.
Количество участников в остальных рыцарских клубах редко превышает 15–30 человек, деятельность их фактически незаметна, да и существуют они, как правило, недолго, поскольку часто «завязаны» на одного из руководителей. Стоит ему потерять интерес к занятию реконструкцией, и дни объединения сочтены.

Ещё меньше, к сожалению, сейчас белорусских клубов ролевого направления, особенно существующих больше 10–12 лет, которые при этом активно развиваются и участвуют в разнообразных фестивалях данного направления. Крупнейшими, пожалуй, были «Дом Серебряного Единорога» и созданный выходцами из него в 2004–2005 гг. клуб «Тинтагель». Оба объединения занимались ролевыми играми: созданием миров для выездных (полигонных) игр, а также организацией и проведением городских LARP (Live Action Role Play) и павильонных (кабинетных) игр.

НАСЛЕДИЕ

Не все объединения выдержали испытание временем. Какие-то распались, какие-то реорганизовались, слившись с другими группами. Основывались новые клубы с камерной
атмосферой, часть из них приобрела известность, «засветившись» на фестивалях, часть предпочла развиваться исключительно для себя, без гонки за достижениями и славой. Например, вслед за «рыцарями» появились реконструкторы Викторианской эпохи, Первой мировой и Великой Отечественной войн, Великой депрессии и др.

Так что выродившееся, по сути, движение «ролевиков» сумело оказать влияние на окружающий мир. Укоренился стабильный интерес к истории разных периодов. Тренировки на мечах, ношение исторически реконструированных (вплоть до веса!) доспехов, в отдельных случаях езда верхом благотворно влияют на здоровье, укрепляя тело и дух. Попробуйте поддерживать боевое настроение, таская на себе 20–25 кг металла, да ещё и активно двигаясь на тренировке и в бою. Создание средневекового антуража породило множество ремесленнических артелей и мастерских по изготовлению оружия, доспехов, предметов быта, одежды и др. А реконструированные один в один исторические события, например, Грюнвальдская битва, собирают море зрителей, в том числе из других стран.

КЛУБЫ И ПАНДЕМИЯ

Пока не будет найдено лекарство от коронавируса, всё, что остаётся сейчас рыцарским и ролевым клубам, – тренировки, создание костюмов, других предметов экипировки и ожидание, когда уже можно будет собрать отряд и выйти на поле бугурта (массовой драки на мечах в стиле стенка на стенку), чтобы показать свои умения и покрасоваться в сверкающих доспехах.

ЕВГЕНИЙ ВОЛКОВ