Деструктивные секты
В настоящее время феномен сектантства получил чрезвычайно широкое распространение среди населения Беларуси. Свидетели Иеговы, Церковь Муна, Аум Синрикё, Сознание Кришны, Брахма Кумарис, Богородичный центр, Звенящие кедры России и иные группы харизматического толка ведут активное наступление на сознание и свободу наших сограждан.
Сегодня поговорим о последствиях их влияния на психическое и поведенческое здоровье человека, в частности, чем это так опасно для подростков.
Никто не застрахован от воздействия деструктивных культов. В их сети может попасть каждый, независимо от социального положения, профессии, характера. Любой человек и любые отношения могут подвергнуться влиянию. «Духовные наставники» сект, опираясь на знание психологии, используют общие приёмы «обработки» будущих жертв. Подростки, конечно, являются наиболее лёгкой добычей, т.к. переживают сложный биологический кризис с характерными особенностями поведенческих реакций, а также вследствие ещё незрелой и несформировавшийся психики.
Почему секты привлекают
К причинам, способствующими вовлечению людей в деструктивные образования, можно отнести:
- наличие различных стрессовых и конфликтных ситуаций;
- отсутствие религиозного опыта;
- повышенный уровень тревоги;
- чувство одиночества;
- острую реакцию на горе, потери;
- напряжённость, повышенное чувство вины с отчуждением от реальных жизненных проблем и стремлением человека отгородиться от действительности;
- увлечение фантазиями и импульсивность.
Наиболее подвержены внушению люди, сосредоточенные на поиске духовной опоры, «полной и абсолютной Истины». Особенно это касается подростков.
Как человек становится жертвой
Механизм вербовки примерно один и происходит незаметно для жертвы. К человеку обращается друг или родственник, вошедший в секту ранее. Возможно, дружелюбный незнакомец, часто противоположного пола. Далее следует приглашение на безобидную лекцию, симпозиум или демонстрации фильма, занятия по «изучению Библии». Предлагается приобрести специализированную литературу. Главное, чтобы кандидат пришёл. И тогда в ход идут специальные методы и методики контроля сознания, активно воздействующие на психику. Этим занимаются хорошо обученные специалисты. В результате человек утрачивает свободу выбора и уже не способен самостоятельно распоряжаться жизнью, подрывается способность думать и действовать независимо. Механизмы известны и не новы: жёсткий контроль, управление физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной жизнью адепта. Всё это делается с одной целью: разрушить подлинную личность, поведение, мысли, эмоции, подавить уникальные личностные свойства. Из человека лепят некое подобие культового лидера.
Культовый контроль сознания – это социально организованный процесс, поощряющий зависимость и подчинение. Он расправляется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не остаётся места для индивидуально-свободного выбора. Интерес у вновь пришедшего адепта начинает вызывать лишь догма культа. Спустя 3–4 месяца после регулярного посещения общих собраний секты наблюдаются изменения в психическом состоянии и поведении человека. Наступает полная (иногда не совсем полная) убеждённость в неоспоримой правоте учения культа. Появляется враждебное отношение к родителям, семье и друзьям, отказ от учёбы, работы, чтения популярной и художественной литературы, фильмов, новостей, пользования радио и телефоном. Многие начинают ограничивать свой сон до 3–5 часов в сутки, исключать из питания продукты, содержащие животные белки. Люди становятся замкнутыми, теряют друзей, у них угасает интерес к противоположному полу, появляется эмоциональная холодность, бесстрастный тон голоса, безразличное отношение к внешности. Всё это заканчивается уходом из родительского дома или семьи, полным погружением в деятельность сектантской группы, при этом появляются физическое и психическое истощение.
Что происходит с адептом
Такие изменения в психическом состоянии и поведении, наступившие в результате интенсивной сектантской практики (литургии, многократных ритуалов и обрядов, инициаций, медитаций) провоцируют появление сверхценных идей религиозного или псевдорелигиозного содержания – вплоть до их перерастания в сверхценный псевдорелигиозный бред. Он полностью овладевает сознанием и поведением человека, определяя все его поступки и действия. Все эти идеи аффективно заряжены и сопровождаются полной семейной и социальной дезадаптацией, что нередко приводит к самоубийствам по требованию «духовных лидеров», чаще всего массовым, т.н. «жертвам во благо или во имя спасения». Стойкость бредовых идей не поддаётся коррекции, т.к. поддерживается постоянным контролем поведения со стороны членов сект путём системы многочисленных запретов и ограничений, загруженности поручениями, обязанностями, а в большинстве случаев – угрозами и запугиванием. В ход идёт также скрытое психологическое насилие.
У адептов всегда нарушается свобода выбора и убеждений, подавляется критическое мышление, формируется полное подчинение руководителям. Наряду с расстройствами личности обнаруживается психологическая зависимость от предлагаемого им загадочного «духовного наркотика». Поэтому деятельность деструктивных религиозных сект сопровождается нанесением серьёзного ущерба психическому и физическому здоровью человека в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием под видом внешне благовидных религиозных проповедей, обрядов (массовое внушение).
В секту легко попасть, но сложно вырваться до определённого срока. Обычно он наступает, когда у сектанта уже нечего взять, т.е. всё материальное благосостояние он передал в пользу сектантских лидеров. Затем его, больного, загнанного непосильным трудом, несчастного, нуждающегося в психиатрической помощи, без денег и имущества, выбрасывают на улицу за ненадобностью.
Профилактика попадания людей в тоталитарные деструктивные секты, прежде всего, должна быть направленна на повышение уровня критического мышления людей, особенно у подрастающего поколения. Только здравая критика по отношению к той или иной группе и её учению позволит избежать личной и семейной трагедии. Болезнь легче предупредить, чем лечить: проще предупредить об опасности сектантства, чем пытаться вывести потом кого-то из деструктивного влияния.
ИРИНА БАРАНОВСКАЯ, ведущий психолог Могилёвской областной психиатрической больницы